Основные барьеры межличностных коммуникаций в аптеке

Под межличностными коммуникациями, по большому счету, подразумеваются доверительные отношения между людьми (в принципе, без уточнения каких-либо социальных групп, должностей и всего такого прочего). Естественно, что при всем желании, далеко не всегда удается установить полное доверие между сотрудниками в коллективе, особенно там, где развита, скажем так, внутренняя конкуренция и присутствует материальная ответственность. В аптеке именно такой коллектив, а потому и добиться там взаимопонимания между сотрудниками, а кроме того, между сотрудниками и руководством, очень проблематично.

Причины возникновения барьеров

Итак, какие же причины этому способствуют? Наиболее весомые из них следующие:

  • Премиальная система оплаты
  • Коллективная материальная ответственность
  • Нарушения дисциплины сотрудниками

Премиальная система оплаты

Премиальная система оплаты. В большинстве аптечных сетей доход провизора определяется либо суммой выручки, либо продажей выгодного товара (тех препаратов, на которые, на данный момент, идут самые большие «накрутки»). Хотя в большинстве случаев заработная плата определяется этими двумя факторами. Конечно же, есть определенная ставка, но она ничтожно мала по сравнению с премиями за объемы продаж (качество работы, если так можно выразиться).

Безусловно, это основной принцип функционирования любой коммерческой организации, в том числе и аптеки – как работаешь, так и зарабатываешь. Не смотря на то, что такой подход делает из коллектива на друзей, а соперников, для хозяев он все равно остается оптимальным, так как позволяет достигать намного большей прибыли. Конкуренция, а не дружба, является основой бизнеса.

Коллективная материальная ответственность

Коллективная материальная ответственность за препараты и имущество аптеки. Каждый сотрудник аптечной сети при поступлении на работу подписывает договор о том, что он несет полную материальную ответственность за весь товар, что находится в аптеке, а кроме того – за кассу. По этой причине, многие и избегают этой работы, потому как достаточно будет одной ошибки, чтобы лишиться всей заработной платы за месяц. Кроме того, фармацевты и заведующая аптеки несут ответственность за правильность заполнения документации строгой отчетности. Нарушения в этих документах грозят штрафами, причем намного большими, чем какая-либо недостача.

Негативное влияние на барьеры межличностных коммуникаций в аптеке оказывает именно коллективная материальная ответственность, которая в большей мере отображается в сплачивании убытков, нанесенных бюджету организации из-за пропажи препаратов. Это вызвано в первую очередь тем, что очень тяжело установить конкретного виновного в том, что пропало какое-то количество препаратов.

Естественно, в абсолютном большинстве коллективов каждый сотрудник (даже зная наверняка то, что именно он виновен в этом) будет пытаться переложить ответственность «со своих плеч» на другого человека, что и приведет к полнейшему исчезновению какого – либо доверия и взаимопонимания. С документацией в этом плане намного проще – там виновного можно установить сразу, а с допущенными недостачами достаточно трудно разобраться даже при наличии камер видеонаблюдения.

Нарушения дисциплины сотрудниками

Нарушения дисциплины сотрудниками. Такого рода вещи могут не только установить барьеры межличностных коммуникаций в аптеке между начальником и подчиненными, но между рядовыми работниками. Все дело в том, что аптека (имеется в виду круглосуточная) ведется четко посменно, как правило, по двенадцать часов, а потому каждое опоздание следующей смены может привести к задержке предыдущей.

Помимо выполнения основных функциональных обязанностей, первостольники выполняют еще и множество других заданий, большинство из которых носит чисто бюрократический характер. Ведение той же документации, журналов температурного и влажностного контроля, расставление по полочкам и оприходование препаратов, нарезка, печать и раскладывание ценников – все эти вещи никто не хочет делать и пытается переложить на другого, что и обуславливает дополнительные барьеры межличностных коммуникаций в аптеке.

Можно сделать следующий вывод: возникающие барьеры межличностных коммуникаций в аптеке – результат плохой организации работы аптеки и личной безответственности каждого из сотрудников.