Бизнес-процесс в аптеках — специфика сферы

Аптечный бизнес отличается от других видов своей специфичностью. В то же время, также, как и другие виды деятельности, он имеет бизнес-процессы, схожие с теми, которые характерны для предприятий, занимающихся реализацией товара. Основными бизнес-процессами, происходящими в аптеках, являются:

  • формирование заказа
  • получение заказа
  • установка цен на фармацевтический ассортимент
  • хранение лекарственных средств
  • мерчендайзинг
  • реализация аптечного товара.

Каждый бизнес процесс создаёт добавочную стоимость на реализуемый товар. Недостатки управления способствуют повышению издержек, мешая получению максимальной прибыли. В условиях высокой конкуренции такое положение значительно уменьшает конкурентные преимущества предприятия.Бизнес-процесс в аптеках

Для того, чтобы оптимизировать деятельность предприятия, руководителю необходимо провести моделирование бизнес-процессов. Это позволит проанализировать эффективность аптечной деятельности и найти пути по её усовершенствованию.

Создание модели бизнес-процесса – это, прежде всего, описание работы и способов её качественного, эффективного выполнения. Описание бизнес-процессов в аптеке позволит:

  • усовершенствовать её структурное построение
  • предусмотреть и сократить издержки
  • оценить стоимость каждого бизнес-процесса
  • управлять ценовой конкурентоспособностью.

Одним из основных преимуществ описания моделей бизнес-процессов является более лёгкое и эффективное внедрение программного обеспечения. Автоматизация, как известно, способствует более продуктивной работе и управлению, положительно сказывается на функционировании аптечного предприятия в целом.

Совершенствование системы управления аптекой

Как описать единичный бизнес-процесс и систему бизнес процессов? Руководителю следует использовать следующий алгоритм действий:

  • собрать необходимую информацию
  • определить имеющиеся процессы, дать краткое описание каждому из них
  • задокументировать периодичность выполнения, временных и финансовых затрат, необходимых результатов бизнес-процессов
  • определить способы последующего документирования.

Бизнес-процесс в аптекахДля того, чтобы усовершенствовать систему управления, руководителю необходимо использовать такую схему:

  • проанализировать текущую ситуацию
  • определить необходимый результат
  • определить план действий по достижению запланированных результатов
  • управлять последующими изменениями.

Применяя описанные рекомендации, руководитель сможет качественно изменить систему управления предприятием, повысить его конкурентные преимущества за счёт внутренних резервов.

Повышение эффективности аптечной деятельности

Ключевой бизнес процесс в аптеке – формирование аптечного ассортимента. Именно от ядра ассортимента зависит удовлетворение запросов клиентов. Это решающий фактор, от которого зависит будут ли покупатели пользоваться услугами данной аптеки или предпочтут ассортимент другого аптечного предприятия.

Приходя в аптеку, клиент обращает внимание на множество условий, касающихся лекарственных средств, на их стоимость, расположение аптеки, разнообразие и самообслуживание. Если нужного лекарства нет, вряд ли что-либо заставит его совершить покупку. Таким образом, ядро ассортимента должно включать в себя наиболее значимые для населения фармацевтические товары.

Заказ товарного ассортимента аптеки должен исключать невостребованные товары. К его формированию стоит подойти серьёзно, проведя предварительно анализ дефектуры, результатов опросов потребителей.

Мерчандайзинг в бизнес процессах аптек

Размещать аптечный ассортимент следует также — отдавая приоритет ходовым товарам. Они должны быть легко доступными для аптечных работников, что улучшит качество обслуживания покупателей.

Бизнес-процесс в аптекахПри выкладке товара, приоритет нужно отдавать наиболее популярным средствам. Основные выгодные позиции должны занимать лекарственные средства, входящие в состав ассортиментного ядра. Хотя, часто в аптеках руководствуются принципом размещения на витринах товаров, которые необходимо реализовать срочно. К сожалению, такой подход редко даёт желаемые результаты.

Такой бизнес процесс, как обслуживание покупателей, может быть оптимизирован путём:

  • обучения первостольников продажам позиций ассортиментного ядра
  • выделения визуально наиболее раскупаемых товаров
  • формирования терапевтической цепочки лекарственных средств.

Повышение эффективности деятельности аптечного предприятия осуществляется посредством оптимизации не одного бизнес-процесса, но совокупности таковых.