Cистема бизнес процессов

Что подразумевает под собой система бизнес процессов?

Функционирование каждой коммерческой организации как таковой – вообще процесс очень сложный, состоящий из многочисленных направлений. Даже если взять обычную ритейловую компанию, которой, по большому счету, является каждая аптечная сеть. Вроде бы как ничего сложного нет вообще – купил дешевле – продал дороже. Прибыль – себе.

На первый взгляд ничего сложного нет. На самом же деле, в данной ситуации имеет место быть сложная система бизнес процессов, которая позволяет медикаментам проходить путь от завода производителя и до пациента.

Cистема бизнес процессов в фармацевтикеИтак, в чем же вся суть, которая подразумевает под собой система бизнес процессов. Таким образом (очень приблизительно), она выглядит чисто схематически:

1. Завод-производитель лекарственного сырья. Важно акцентировать внимания – не лекарственных препаратов, а именно действующего вещества. Этот процесс является высокотоксичным производством, лицензию на которое имеет очень мало компаний. Как правило, они находятся в Индии и Китае, за редким исключением – в Европе (Ля-Рош).

2. Компания, которая занимается производством непосредственно лекарственных форм. То есть, упаковкой действующего вещества, доведением его до такого состояния, что оно будет приносить организму человека пользу, а не вред.

3. Компания дистрибьютор. То есть, грубо говоря, понятие дистрибьютор обозначает – посредник между посредником. Дело все в том, что завод изготовитель желает продавать как можно большие партии товара. Пусть даже по более низкой цене (оптовой), но продавать как можно больше.

Далеко не каждая аптечная сеть (уже не говоря про одиночные аптеки) может позволить себе выкупать такие партии товара, ведь речь идет о закупках не вообще всех препаратов, а одной товарной единицы (если утрировать – не 20 пачек анальгина, 20 аспирина и так далее, а например, 1000 единиц одного и того же препарата). Вот потому и возникают дистрибьюторы – то есть компании, которые реализуют мелкий опт, покупая крупный.

4. Аптечная сеть. Как и в большинстве сетей, медикаменты завозятся от различных поставщиков-дистрибьюторов на разных условиях. Этим собственно и обусловлено (в значительной степени) наличие дорогих и дешевых аптек.

Cистема бизнес процессов в фармацевтикеСистема бизнес процессов, непосредственно затрагивающих процесс реализации

То есть, товар уже находится на полке в аптеке. Возникает вопрос, почему на один и тот же препарат разная цена, причем аптеки находятся в пятидесяти шагах друг от друга? Все дело в том, что некоторые особо крупные аптечные сети позволяют себе закупать медикаменты с завода изготовителя, крупными партиями товара. Естественно, такой подход может обеспечить намного более низкую себестоимость закупаемого товара. Далее — здесь есть два варианта развития событий.

Аптечная сеть может пойти более рациональным путем – то есть, снижать розничную цену на реализуемый товар, тем самым существенно повышая товарооборот и привлекая еще больше покупателей. Однако большинство сетей, все же, оставляют ту же самую цену, а иногда — ставят еще более высокую, в надежде получить большую прибыль. Однако получается это у них далеко не всегда.

Кроме того, даже если работать через поставщика, то и здесь ценовая политика, а также вся остальная система бизнес процессов может существенно отличаться. Существует несколько форм взаимодействия между ритейл-сетью и дистрибьютором. В том случае, если поставки товара заказываются по предзакупке (то есть аптечная сеть должна будет оплатить товар до его реализации), то цена за него будет несколько ниже, так как в этом случае аптека рискует тем, что может его просто-напросто не успеть реализовать за период его срока годности. В другом же случае, когда аптека берет товар на реализацию и лишь после этого выплачивает его стоимость, цена может быть несколько выше, так как розничная сеть, по сути дела, особо ничем не рискует. Хотя на самом деле иногда все обстоит совсем не так, как описано выше.

Некоторые товары реализуются очень проблематично, особенно в период кризиса, так что в некоторых случаях поставщики готовы пойти на любые условия, лишь только бы взяли товар на реализацию и появился бы хоть какой-нибудь шанс его продать.

Cистема бизнес процессов в фармацевтикеВыводы

Система бизнес процессов в любом виде предпринимательской деятельности носит достаточно сложный характер. Даже самое мелкое нарушение в ее функционировании может пагубно отразится не только на перспективах данной компании, но и на конкретном рынке в целом. Так что следует понимать – любой бизнес (а уж тем более такой конкурентный, как фармакологический рынок) – это в первую очередь стратегия, которая должна по максимуму предусмотреть все возможные затруднения и выходы из них.