Что такое социально — психологические ситуации?

Термин социально — психологические ситуации подразумевает такой ход развития событий, вследствие которого происходят вещи, которые так или иначе связаны с социальным мышлением человека, какими-то сложившимися общественными стереотипами. Ярким примером, который может продемонстрировать, что представляет собой социально-психологическая ситуация, является рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», в котором бывшие одноклассники и друзья по школе оказались на разных ступенях социальной лестницы, что привело к тому, что более бедный тонкий вынужден был пресмыкаться перед богатым «толстым», хотя тот и не желал этого, причем искренне. Социальный стереотип, который разрушить намного сложнее, чем создать.

Проблемные социально-психологические ситуации

В аптеке также очень четко прослеживаются разные социально — психологические ситуации. Важно учесть, что в отличие от большинства коммерческих заведений, аптеку посещают люди совершенно разного уровня достатка. Ассортимент аптеки подобран таким образом, что можно без труда подобрать препарат на любой кошелек – в большинстве случаев, благо, старания фармацевтических компаний это позволяют делать. Однако в данном случае огромнейшее значение имеет чисто человеческий фактор.

Взять, например такой случай. В аптеке стоит длинная очередь (несмотря на высокий уровень конкуренции в фармацевтическом бизнесе, такое явление тоже не редкость). Люди приобретают нужные препараты, у каждого чек выходит на весьма солидную сумму. Но одному из покупателей денег хватает только на пластинку самого дешевого препарата, но который обязательно надо приобрести именно сейчас (предположительно, у него острая зубная боль). Денег у него хватает только на один блистер (пластинку, выражаясь народным языком) ибупрофена отечественного производства. Естественно, первостольник в таких клиентах особо не заинтересован – невыгодный он и на озвучивание подобного заказа провизор ответит, что этот препарат по пластинкам не продается (можно купить только целую упаковку, в которой  находится пять блистеров).

Естественно, подобного рода предложение клиента не устраивает и он лихорадочно пытается вспомнить названия других обезболивающих препаратов, которые стоят дешево. На ум приходят все тот же цитрамон, анальгин и диклофенак, однако даже пластина анальгина сейчас стоит дороже. Чем один блистер отечественного ибупрофена (здесь ему равных нет, про безопасность, конечно, говорить не приходится, но цена у него самая дешевая из всех нестероидных противовоспалительных препаратов на фармацевтическом рынке).

Неблагоприятные психологические условия в аптеке

Провизор, не будучи заинтересован в продолжительной дискуссии с этим человеком, так как очередь из платежеспособных клиентов стоит за его спиной, демонстративно объявляет ему, что дешевле ничего нет (каждому хочется продемонстрировать свое превосходство, даже не самым благородным образом). Подходит следующий покупатель, а предыдущий, оставшись в глубоко фрустрированном состоянии (то есть со стойким ощущением неудовлетворенной потребности) остается стоять в сторонке, а через некоторое время пойдет в другую аптеку. Но там, с вероятностью в 90%, его ждет то же самое.

Вот такие неблагоприятные социально — психологические ситуации зачастую бывают в аптеках. Помимо этого, зачастую просто так первостольники очень неблагочестиво и грубо обращаются с клиентами, бюджет которых сильно ограничен. Это вполне естественно, так как возможно эмоциональное выгорание на работе, однако не должны же социальные и материальные характеристики человека каким-то образом отражаться на его здоровье.

Вне всякого сомнения, заведения, предоставляющие услуги и реализующие товары премиум — класса никоим образом не должны делать поправку на социальный статус и доход человека, так как подобного рода вещи не являются предметом первой необходимости, а то, что человеку необходимо для здоровья должно быть доступно всем, а подобного рода социально — психологические ситуации, в результате которых напрочь падает самооценка человека, в цивилизованном обществе возникать не должны.