Двухфакторная теория мотивации

Теория была разработана Герцбергом более 60 лет назад. Двухфакторная теория мотивации в своей основе имеет разделение решающих факторов, влияющих на труд любого человека, на 2 категории – гигиенические и мотивирующие.

Первый фактор включает в себя множество различных моментов, а именно: достаточный уровень зарплаты по отношению к выполняемой работе, атмосфера в коллективе (взаимоотношения как с руководством, так и с сотрудниками), условия труда (обустройство рабочего места, график работы, наличие корпоративного транспорта), социальные гарантии.

Двухфакторная теория мотивацииВторой же фактор включает в себя более сильно влияющие аспекты. К ним относится успех, который следует после выполнения работы, перспектива продвижения по карьерной лестнице, возможность внедрения каких-либо своих разработок либо реализация творческих идей.

Как гласит двухфакторная теория мотивации первый фактор чаще всего является решающим при выборе работы. Наличие позитивных моментов в этой области влечет за собой удовлетворение своей работой, а также вознаграждением за нее. Все это способствует качественному выполнению своих обязанностей, но при этом не влечет за собой повышения продуктивности труда.

В таком случае все происходит привычно – человек, понимая какое вознаграждение его ждет за хорошо выполненную работу, старается так и делать далее, но при этом у него нет никакого стимула пытаться сделать ее еще лучше. Он не видит в этом попросту смысла, ведь даже если он сделает все лучше или быстрее – от этого он не получит больше каких-либо благ или выгод.

Вот почему двухфакторная теория мотивации выделяет второй фактор. По мнению Герцберга только эти действующие особенности работы способны увеличить продуктивность труда сотрудника, так как только они мотивируют на то, что чем больше и чем лучше человек будет работать – тем больше будет увеличиваться вознаграждение за это.

При этом стоит все же учитывать и психологические особенности каждого человека. Есть категория людей, которые являются отличными ответственными исполнителями, но при этом не хотят брать на себя какую-либо ответственность и поэтому продвижение по службе будет для них скорее негативным фактором, чем стимулирующим.

Также следует прислушиваться к пожеланиям людей – к примеру, перевод с повышением в другой отдел, который не подходит по месту расположения может оказаться неприемлемым для человека.

Применение теории на практики в аптечном бизнесе

Чаще всего в работе провизора по сути необходимо четкое выполнение инструкций и качественное обслуживание посетителей. Если рассмотреть в изложенной выше плоскости, то двухфакторная теория мотивации в таком случае гласит, что для этого достаточно наличия гигиенических факторов.Двухфакторная теория мотивации

Провизору достаточно просто скрупулезно выполнять свои обязанности. Для этого любому человеку достаточно, чтобы у него была достаточная заработная плата, благоприятная атмосфера на производство, а также удовлетворительные условия труда.

Но в любом случае, как и на любой работе, не лишнем будет понимание того, что у провизора может быть карьерный рост. Это придаст человеку дополнительный стимул для улучшения продуктивности своего труда. Кроме того, окажет крайне позитивное влияние на производственный процесс, если руководство допускает какие-либо нововведения по предложениям сотрудников, если это, конечно, позволяют требования, предъявляемые контролирующими органами к аптекам.

Если человек будет осознавать, что что-либо было внедрено в жизнь по его предложениям – это придаст дополнительную значимость его труду и существенно повысит самооценку, что конечно же повлечет за собой большую тягу к работе.

Двухфакторная теория мотивацииВ общем, подводя итог, можно сделать главный вывод – в аптеке, как и на любой другой работе в идеале должно присутствовать объединение как гигиенических, так и мотивирующих факторов. Только, когда человек будет получать их в совокупности, он будет прилагать еще больше усилий для увеличения качественных и количественных показателей своего труда, что, в свою очередь, будет отличным результатом как для самого человека, так и для аптеки в целом.