Конкурентоспособность товара

Практически любой бизнес предполагает наличие конкуренции. Даже если она изначально отсутствует, то через некоторое время с высокой вероятностью появится. Конкуренция, в основном, бывает двух видов: между непосредственно компаниями (фирменный стиль, подача услуг, качество сервиса и др.) и между их товарами.
Если вы открываете новый, например, фармацевтический бизнес, то одно из мероприятий, которое следует провести — проверить конкурентоспособность товара. Для этого следует проанализировать продукцию конкурентов, а затем сравнить ее со своим предполагаемым ассортиментом (либо сформировать оный на основании полученных данных).

Конкурентоспособность товараКонкурентоспособность товара аптек

В первую очередь нужно разобраться с определением. Конкурентоспособность товара – это способность продукта удовлетворять потребности покупателей. Соответственно, чем он больше соответствует их ожиданиям, тем лучше. Продукция может быть более высокого качества, чем у конкурирующей фирмы. В таком случае (если вы провели соответствующую рекламную компанию) клиенты предпочтут пойти именно к вам, отказавшись от услуг другой фирмы.
Другой вариант – товар лучше соответствует критерию соотношения стоимости и качества. Также конкурентоспособность может зависеть и от маркетинговых находок. Например, более современный дизайн упаковок препаратов повышает спрос на них.

Следует понимать, что под понятие конкурентоспособности попадают те товары, которые относятся к одной группе продукции. То есть, например, можно оценивать конкурентоспособность сиропов от кашля конкурентов, сравнивая их со своими препаратами. Тогда как антидепрессанты нельзя сравнивать с витаминами.

Конкурентоспособность товара

Виды оценки конкурентоспособности товара

Когда нужно узнать конкурентоспособность товара, в первую очередь необходимо понимать, что соответствующие показатели зависят от комплекса критериев, а не отдельных атрибутов, какими бы значимыми они не являлись.

В маркетинге существует понятие относительной конкурентоспособности. Под ним понимается сравнительный анализ продукции, которую предлагает компания, с неким усредненным базисом. В этом случае, при проведении исследования, необходимо обращать внимание не только на то, насколько полно удовлетворяет потребности тот или иной продукт, но и учитывать траты потребителей, если он решит его приобрести. Относительный показатель, в частности, помогает установить наиболее приемлемую стоимость на товар.

Основная оценка. Каждый покупатель, когда ему необходимо купить тот или иной товар (будь то медицинские препараты, или атрибуты одежды) часто изучает предложения, имеющиеся на доступном ему рынке. На основании полученных данных он делает выбор в пользу того или иного продукта. На то, какой выбор сделает потребитель, влияет множество факторов: качество товара, его стоимость, привлекательность упаковки, узнаваемость и респектабельность бренда, основные и дополнительные характеристики, соответствие стандартам и др. В виду этого, при анализе основной конкурентоспособности необходимо учитывать все эти факторы. Если что-то будет упущено, эффективность проведенных мероприятий будет не оптимальной.

Конкурентоспособность товара

Как производить оценку?

В первую очередь, если нужно узнать конкурентоспособность товара, необходимо изучить специфику рынка. Нужно понять, какова его емкость, какой платежеспособностью обладают потенциальные клиенты, какие характеристики продукта являются для них наиболее важными.

После этого можно переходить к изучению товаров конкурентов. Нужно понять, продукцию каких брендов они реализуют, какого она качества, сколько стоит, как ее позиционируют и т.д.

Отдельно следует сфокусироваться на изучении потребностей потребителей. Исходя из полученных в результате этих мероприятий данных, можно сформировать ассортимент и запустить рекламную компанию.

В конце рассматриваемых мероприятий нужно провести обобщение полученной информации. На основании этого присвоить продукции конкурента определенный коэффициент. Соответственно, для того чтобы ваш продукт был более привлекательным в глазах конкурентов, потребуется предлагать товар, чей коэффициент конкурентоспособности выше.