Лекарственные средства аптечного ассортимента

Владельцы аптеки, как руководители коммерческого учреждения, деятельность которого ориентирована на реализацию фармацевтических препаратов и разного рода медицинских изделий в первую очередь должны позаботиться об коммерчески эффективном и наиболее полном наполнении ассортимента своей аптеки. Поскольку от этого зависит успешность и прибыльность их предпринимательской деятельности.

Требования законодательства РФ

Поскольку аптечный бизнес занимается исполнением общественно важной миссии – удовлетворение потребностей населения в лекарственных препаратах, то не странно, что работа таких предприятий строго регламентирована законодательством страны. Это касается того как реализовывать лекарства, кому их продавать, и того, что именно продавать и в каких количествах.

Лекарственные средства аптечного ассортимента

Лекарственные средства аптечного ассортимента согласно Федеральному Закону №61 «Об обращении лекарственных средств» должны в обязательном порядке включать в перечень фармацевтический препаратов, утвержденный Федеральным Правительством постановлением №2782 от 30.12.2014. В нем утверждено следующее:

  •  Перечень важных и жизненно необходимых фармацевтических препаратов, используемых в медицинских целях (данный список может обновляться каждый год);
  •  Перечень препаратов медицинского использования, назначаемых согласно решениям врачебных комиссий лечебных организаций;
  •  Перечень, где указаны минимально необходимые лекарственные средства аптечного ассортимента (их наименования), требуемые для оказания медицинской помощи;
  •  Перечень лекарств, предназначенных для больных муковисцидозом, нанизмом, гемофилией, болезнью Гоше; препараты необходимые для людей, перенесших операции по трансплантации органов; также в данном перечне указаны препараты необходимые для лечения злокачественных новообразований в кровеносной, лимфоидной и сродной им тканях.

Лекарственные средства аптечного ассортимента

Относительно списка из первого пункта, то он утверждается ежегодно приказом от Минздравсоцразвития и состоит из двух разделов:

  •  В первом указан минимально необходимый список фармацевтических препаратов и медицинских средств для аптек;
  •  Во втором разделе указан аналогичный список, но для аптечных пунктов.

Важно! Невыполнение законодательства федерации в плане наполнения ассортимента аптек и аптечных пунктов минимально необходимым перечнем лекарств и медицинских средств карается денежным взысканием с юридической и/или физической особы. В случаях многократного пренебрежения данных норм, аптеку могут лишить лицензий на оптовую и розничную торговлю фармацевтическими препаратами.

Стратегия ассортиментной политики

Отвечая на вопрос, какие именно лекарственные средства аптечного ассортимента лучше всего продавать? Руководителю аптеки следует учитывать не только требования законодательства, но и использовать при этом маркетинговые методики. Если точнее, то нужно применять стратегию ассортиментной политики. По которой всем препаратам следует присвоить определенные качественные показатели.

  • Во-первых, — это показатель широты ассортимента. Имеется в виду, что лекарственные средства аптечного ассортимента должны удовлетворять все запросы покупателей по лечению наибольшего числа заболеваний. По большому счету, для любой аптеки расширение ассортимента является вынужденной мерой, которая необходима для увеличения конкурентности своего бизнеса. Поскольку без этого аптека рискует потерять большинство своих клиентов, которые предпочту закупаться там, где будет больше выбор.

Лекарственные средства аптечного ассортимента

  • Во-вторых, — это насыщенность ассортимента. Это показатель того, насколько много препаратов одного типа (антисептики, лечащие ОРЗ, противоболевые) продает аптека. Чем их больше, тем больше вероятность покупки, но тем меньше вероятность продать их всех. В данном случае следует создавать видимость насыщенности, но не увлекаться ею.
  • В-третьих, — это показатель новизны. Лекарства этого направления позволяют находить новые ниши на рынке и/или завлекать новых клиентов.
  • В-четвертых, — это показатель устойчивости ассортимента. По сути, препараты, отвечающие данному показателю должны составлять основу ассортимента аптеки, поскольку они пользуются постоянным и устойчивым спросом.

Далее, руководству аптеки следует провести маркетинговое исследование рынка и составить собственную формулу сочетания перечисленных показателей в своем ассортименте фармацевтических препаратов. В соответствии с предпочтениями населения района, в котором располагается аптека.