Маркетинговая информационная система

Цели и задачи, которые преследует маркетинговая информационная система

Маркетинговая информационная система – это совокупность информации, которая необходима для того, чтобы возможно было производить определенные исследования, направленные на определение оптимальной бизнес-стратегии коммерческой компании.

Эта система очень сложная и многоуровневая, так как предусматривает поступление большого количества информации с различных источников, оценку множества внутренних и внешних факторов, проведение сложных исследований с очень большой выборкой, которая необходима для установления корреляции (взаимосвязи) между ними.

Естественно, в аптечном (фармацевтическом) бизнесе маркетинговая информационная система нашла свое применение. Именно в этом направлении, как нигде в другом, требуется постоянный анализ ситуации, который подразумевает доскональное понимание всех бизнес процессов. Для того, чтобы результаты этого анализа соответствовали действительности и были применимы на практике, необходима очень широкая выборка.

Маркетинговая информационная системаМетоды и области исследования, которые применяет маркетинговая информационная система

В первую очередь ведется исследование своих внутренних показателей. По одной причине – это то, что проще всего проанализировать, сделать соответствующие выводы. Анализировать в рабочем процессе аптеки можно много чего.

Самое главное – это соответствие спроса предложению. То есть, оценивается то, какие препараты пользуются большим спросом у населения, какие — поменьше. Если лекарство раскупается в течение суток, то естественно его надо закупать как можно больше – аптека от этого только выиграет.

Более того, закупив большую партию товара, можно будет снизить цену, тем самым еще больше увеличив оборот и выгоду. Есть и такие лекарства, которые спрашивают очень редко. Наличие их в аптеке не оправдано, так как это приводит к тому, что приходится выводить лишние средства из оборота, таким образом, существенно снижая прибыль. Однако они должны быть на складе, чтобы можно было в случае необходимости принять заказ на эти препараты от покупателя.

Также актуально исследование спроса на какой-либо товар в зависимости от наличия каких-либо факторов – уровня заболеваемости, времени года и так далее.

Эпидемия свиного гриппа и аптечный кризис в ее разгаре — яркий пример того, насколько может быть безграмотно составлена маркетинговая информационная система. То есть, когда аптеки могли очень хорошо заработать, так называемые аналитики просто не смогли учесть, что потребуется большое количество марлевых повязок (одноразовых масок).

Маркетинговая информационная системаЭто привело к тому, что когда они потребовались, поставщики просто были не готовы к таким заказам. А ситуация осложнялась тем, что согласно требованиям стандартов санитарно-эпидемиологической станции, в аптеке должно постоянно находится определенное количество масок, которого там не было – их всех раскупали за считанные часы.

Второй, не менее важный аспект маркетингового анализа — это эффективность рекламной компании.

Не важно, каким образом она проводилась. Для примера – в последнее время стала зачастую использоваться реклама лекарственных препаратов в общественном транспорте. В принципе, ее суть ясна – по возвращению домой, человек зайдет в аптеку и купит тот или иной препарат. После проведения такого рода рекламной компании, необходимо оценить ее эффективность – посчитать, насколько выросли продажи, какую прибыль из этого получила аптека и соизмерить это все со стоимостью рекламной компании.

Кроме того, нужно сделать поправку на возможную ошибку, которая будет связана с непредвиденными факторами. Точно также оценивается и эффективность наружной рекламы, «холодных» телефонных звонков и всего такого прочего.

Маркетинговая информационная системаОтдельным пунктом, который включает в себя маркетинговая информационная система, является наблюдение за конкурентами. В аптечном бизнесе, самое главное, это держать цены в своей аптеке не выше рыночных, так как это чревато потерей всех покупателей. Необходимо также быть осведомленным о всех программах лояльности, предлагаемых конкурентами.