В чем заключаются принципы деловой этики?

Двадцатый, а в большей степени двадцать первый век ознаменовался тем, что произошло так называемое единение деловых культур – восточной и западной, которое привело к тому, что была разработана некая бизнес- этика, основанная на экуменических принципах (проще выражаясь, на принципах вселенского гуманизма). В основу документа, который регламентирует подобного рода учения, были положены труды западного ученого-социолога Л. Хосмера.

Исходя из этой теории (как ни странно, получившей подтверждение своей эффективности и на практике), принято выделять десять базовых принципов деловой этики (основанных на трудах всемирно известных ученых – философов, социологов, антропологов):«Ни при каких обстоятельствах не стоит выполнять тех действий, которые негативно отразятся на долгосрочной деятельности вашей компании.»

Принципы деловой этики. Учения ПифагораПроще выражаясь, надо быть дальновидным. Принцип сформулирован исходя из учения Пифагора «О проблемах краткосрочных и долгосрочных»:

  • «Запрещается делать все то, о чем будет стыдно рассказать друзьям, родственникам, знакомым, да что там – на всю страну, на весь мир, используя для этого все доступные на сегодняшний день средства массовой информации». Естественно, этот постулат несколько видоизменен (скажем так, осовременен), однако за его основу принята концепция Аристотеля и Платона – о личных добродетелях и состраданиях
  • «Не оправданы любые действия, которые не создают ощущения того, что деловые партнеры работают не на одну цель, используя при этом одни и те же средства». Как ни странно, этот принцип разработан исходя из учений древнеримской философии (не все римляне оказывается были жестокими и корыстными)
  • «Нельзя нарушать законодательные акты, так как именно в них указывается тот моральный минимум, которого должно придерживаться любое, мало-мальски цивилизованное общество». За основу этого постулата взята работа Гоббса и Локка о значении правительства (законодательной власти) как судьи (смотрящего) между людьми, которые борются между собой за какие-либо материальные и нематериальные блага (внутривидовая конкуренция человека разумного – учение начала двадцатого века)Принципы деловой этики. Учения Пифагора
  • «Не стоит ничего и никогда делать во вред тому обществу, в котором вы живете – для вас же самих это обернется куда более плачевными последствиями». За основу взято учение о взаимопомощи и взаимовыгодном существовании, основанном а нематериальных ценностях
  • «Не стоит рекомендовать другим людям делать то, что не стал бы делать сам, исходя из определенных убеждений». Базис этой моральной аксиомы — категорический императив Канта, повествующей о так называемом «всеобщем правиле нормы»
  • «Коммерческую деятельность необходимо вести таким образом, чтобы выгода была максимальной, не нарушая при этом рамок законодательства, условий рынка; кроме того, необходимо заботиться и о постоянном повышении рентабельности вашего дела, так как именно этот показатель будет характеризовать динамически развивающееся предприятие. Принцип разработан согласно строгому соответствию экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке
  • «Нельзя делать то, что так или иначе может навредить слабейшим в нашем социуме». Так гласит учение об распределении справедливости
  • «Запрет на выполнение действий, так или иначе ограничивающих возможность самореализации других индивидуумов». Это правило также входит в принципы деловой этики.

Принципы деловой этики. Учения Пифагора

«Запрещено правилами общественной морали совершать любые действия поступки, которые, так или иначе, ущемляют права других людей». Принцип исходит из трактата о правах каждого человека как неповторимой личности

Ознакомившись с представленными постулатами, можно заметь, что они во многом перекликаются и повторяются. Да, они в какой-то мере идеалистичны, направлены больше под менталитет жителей западных стран. Однако, соблюдая все вышеперечисленные принципы деловой этики, основанные на общечеловеческих ценностях, можно строить такое предпринимательство, которое будет выгодно всем сторонам процесса.