Розничная торговля в аптеке — правила рынка

Розница в аптеке

В соответствии с ФЗ №86 от 22.06.98г. «О лекарственных средствах», аптека – это учреждение, которое занимается изготовлением и продажей лекарственных препаратов. Как и все коммерческие организации, аптеки работают на в том числе и с целью получения прибыли.

В независимости от специфики работы, Федеральный закон №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации» разделяет две формы торговли:

  1. Оптовая – покупка и продажа товаров, которые используются в предпринимательской деятельности (в том числе и перепродажа).
  2. Розничная – функционирование предприятий, связанное с реализацией товаров на основе договоров купли-продажы (в данном случае этим документом выступает чек).

Розница в аптекеТоварная розница в аптеке регулируется следующими законодательными актами:

  • Постановление Правительства РФ №55 «Правила продажи отдельных видов товаров» от 19.01.98г.
  • Распоряжение правительства РФ №2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов» от 26.12.15г.
  • Постановление Правительства РФ №654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» от 08.08.09г.
  • Постановление Правительства РФ №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» от 09.11.01г.
  • Методика определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и др.

Розница в аптеке на лекарственные средства должна формироваться с учетом всех социальных, юридических и моральных аспектов. В связи с этим, ценообразование фармакологического рынка находится, практически, между «молотом и наковальней».

Розница в аптекеС одной стороны, государственное давление с установлено максимальной розничной ценой на самые необходимые и популярные медицинские препараты, а с другой – аптека, как коммерческая организация, должна получать доход, иначе ее работа становится нецелесообразной. Такое давление приводит ко всевозможным ухищрениям владельцев направленных на поиск решений с целью увеличения своего дохода.

Политика ценообразования в аптеке

Ценообразование в любой предпринимательской деятельности зависит от ряда причин, в которые входят:

  • Цена конкурентов;
  • Вид товара;
  • Спрос;
  • Издержки;
  • Особенности деятельности аптеки и др.

Политика образования цены в аптечном бизнесе, в первую очередь, направлена на изучение целевой группы клиентов аптеки. Именно от них будет зависеть ассортимент и величина торговой наценки.

Весь список товаров можно дифференцировать по цене натри сегмента:

  1. Дешевый – занимает 10% продаж аптеки. Покупателей данной категории можно отнести к людям незащищенного слоя населения (пенсионеры, инвалиды).
  2. Средний – до 70 % продаж. Клиентами выступает население со средним стабильным заработком, а также пациенты врачей, приобретающие лекарства по их рекомендациям или рецептам.
  3. Дорогой – в денежном эквиваленте процент продаж доходит до 20 (хотя в натуральном не достигает и 5%).

Именно от правильного определения своего целевого покупателя зависит прибыльность аптеки и ее рентабельность на всем рынке.

Розница в аптекеЦеновая розница в аптеке делится на свободную и регулируемую (лекарства входящие в список ЖНВЛС). Причем, разница в торговой наценке таких групп медикаментом может быть неоправданно большой.

Критерии торговой наценки на лекарственные препараты определяются в первую очередь целевой группой клиентов, а уже потом целями и задачами аптеки, закупочной цены товара, категории лекарства и др.

Особенности розничной торговли в аптеке

Помимо особенностей в ценообразовании, розница в аптеке характеризуется отдельной спецификой работы с покупателями. Правила продажи отдельных видов товаров (раздел 8) объясняет работу провизора с клиентами. Так каждый продавец обязан предоставить всю информацию об отпускаемом препарате. Любой товар должен пройти предварительную подготовку и иметь надлежащий товарный вид. Наличие лицензий на все медикаменты и минимального ассортимента лекарственных средств является обязательным и руководствуется Отраслевым стандартом ОСТ 91500.05.0007-2003.

Правильное ведение политики ценообразования в аптеке позволяет не только оставаться рентабельным на рынке фармацевтики, а и качество обеспечения лекарственными средствами население.