Содержательные и процессуальные теории мотивации

В менеджменте теории мотивации практически всегда используются для того, чтобы четко выявить, что именно следует сделать, чтобы у сотрудника присутствовали движущие его факторы, благодаря которым он будет стараться повысить продуктивность труда, свою квалификацию и качество работы в целом.

Многие ученые, менеджеры, психологи и экономисты работали над созданием различных мотивационных теорий. Но по своей сущности всех можно подразделить на две основные большие группы: содержательные и процессуальные теории мотивации. Основное отличие в них — причинно-следственная связь.

Наиболее известной содержательной теорией является иерархия потребностей Маслоу. В ней он четко описывает, как потребности человека влияют на его поведение и что именно при этом является первоочередным, а что при некоторых обстоятельствах может отходить на второй план. Содержательные теории в целом как раз и оценивают исключительно те факторы, которые являются основополагающими при определении мотивации человека.

Процессуальные теории строятся кардинально противоположным образом. Они, конечно же, не отрицают влияния потребностей на поведение и жизненную позицию человека, но при этом они выделяют и еще целый ряд факторов, которые становятся по сути толчком для побуждения человека к совершенствованию рабочего процесса. К таким теориям в частности относятся:

  • теория ожиданий. Исходя из нее человек начинает действовать только, когда ожидание получения результата и вознаграждения за выполненную работу четко представляются человеку (теория Врума)
  • теория справедливости. Основной идеей данной концепции является то, что каждый человек должен быть уверен, что за свою работу он получит такое же (ни в коем случае не меньшее!) вознаграждение, чем остальные при работе на таких же условиях.

Иными словами, все процессуальные теории ставят в основу именно продуктивную работу, которая в свою очередь является инструментом для получения какого-либо конкретного вознаграждения.

Исходя из всего этого, можно подытожить, что содержательные и процессуальные теории мотивации дадут максимальный результат в работе при одновременном их совмещении в разработке стратегии управления. Чаще всего именно так и происходит, ведь чем больше побудительных факторов — тем выше вероятность достижения результата.

В работе провизора содержательные и процессуальные теории мотивации могут быть применены точно также. Ведь, как и любой другой человек, сотрудник аптеки имеет свои потребности, хочет получать за свой труд ожидаемое вознаграждение, которое при этом не должно быть меньше, чем у других провизоров.

Если объединить содержательные и процессуальные теории мотивации, то можно также выделить ряд основных правил, которые будет логично внедрить в работу аптеки, для того, чтобы провизор старался максимально улучшить качество своего труда, а также повысить свою квалификацию:

  • провизор должен четко понимать, какой именно объем работы и как ему необходимо выполнять, а также какое конкретно вознаграждение за это его ожидает
  • если кто-то из сотрудников получает более высокую зарплату, очень важно, чтобы остальные понимали, за что именно ему полагается доплата, иначе это вызовет недовольство коллектива
  • квалификационные возможности провизора должны позволять ему выполнить работу как полагается (исходя из этого требования, изначально нужно брать лишь сотрудника с соответствующим уровнем знаний)
  • провизор должен иметь перспективу карьерного роста. Более того — он должен четко представлять, что именно ему необходимо сделать, чтобы получить повышение по службе
  • для улучшения качества рабочего процесса в коллективе желательно поддерживать дружелюбную атмосферу между коллегами и руководством. Каждый сотрудник должен знать, что может обратиться к руководителю за помощью, советом или консультацией.

Подводя итоги, стоит отметить, что чем больше этих факторов будет присутствовать в производственном процессе в аптеке — тем более качественно и продуктивно будут работать сотрудники, а также самосовершенствоваться и профессионально развиваться.