Теория мотивации Герцберга

В какой-то мере теория мотивации Герцберга схожа с классификацией человеческих потребностей Маслоу. Но, с другой стороны, есть ряд нюансов. Все же, рассматриваемая нами теория имеет большее отношение именно к работе, а не к повседневной в жизни в целом.

В своих исследованиях Герцберг использовал соцопрос 200 человек, задавая им при этом всего 2 вопроса – когда они себя чувствовали наиболее хорошо, а когда наиболее плохо после какой-либо выполненной работы. Проанализировав их ответы, он выделил две основные группы факторов, влияющих на удовлетворение сотрудников их работой.

Первые, так называемые гигиенические факторы, включают в себя: взаимоотношения в коллективе и с начальством, условия труда и график работы, уровень заработной платы, статус на работе.

Эти факторы бесспорно вызывают у человека положительное впечатление от занимаемой должности. Если все эти факторы соблюдаются, то сотрудник, конечно же, будет доволен своей работой и будет стремиться выполнять поставленные задачи наиболее продуктивно. Но при этом у него не будет стимула для совершения чего-то большего.Теория мотивации Герцберга

Для достижения более высоких целей, как показывает теория мотивации Герцберга, совершения каких-то открытий или разработок, у человека должна быть другая группа стимулирующих факторов – мотивирующие. К таким относятся прежде всего влияющие на самооценку человека явления. Это может быть успех после выполнения какой-либо задачи, продвижение по службе, возможность творческого подхода и развития.

Отсутствие мотивирующих факторов не влечет за собой неудовлетворенность своей работой, но это приводит к тому, что человек, так сказать, стоит на одном месте – он хорошо выполняет свою работу, но не стремится сделать это еще лучше либо быстрее. Наличие же второй группы стимулирующих событий приводит к повышению продуктивности труда, так как сотрудник понимает, что если он будет работать еще лучше – то его ожидает более серьезное вознаграждение.

Стоит отметить, что если человек не будет этого осознавать и в это верить, то повышения эффективности труда никогда не будет! И это вполне логично – к чему человеку прилагать больше усилий и стараться выполнить более сложные задачи либо же в большем объеме, если за это он получит то же самое вознаграждение как обычно?

Но конечно же не стоит забывать и о ряде индивидуальных факторов, которые делают работу привлекательной именно для этого человека (близость к месту жительства или месту учебы ребенка и т.д.)

Теория мотивации ГерцбергаРабота провизора и данная теория

В работе провизора теория мотивации Герцберга также может легко найти свое подтверждение. Но по правде говоря все же чаще всего присутствуют исключительно гигиенические факторы данного исследования. Это связано с тем, что в работе в аптеке исключены как таковые перспективы успеха либо же творческого роста. Но при этом остается еще один мотивирующий фактор, который может послужить стимулом – перспектива карьерного роста.

Очень хорошо, если сотрудник будет представлять четко что именно и как ему необходимо сделать, чтобы получить повышение по службе. Тогда он будет понимать реальность наступления данного события и разрабатывать четкую стратегию для достижения этой цели.

В любом случае, даже если по каким-либо причинам такая возможность пока отсутствуют, первая группа факторов также оказывает большое влияние на каждого человека. Провизор, как гласит теория мотивации Герцберга, должен быть удовлетворен уровнем своей зарплаты (соизмеримо с выполненной работой), условиями труда, а также взаимоотношениями в коллективе.

Руководителю очень важно поддерживать не только самому хорошие взаимоотношения с подчиненными, но и по возможности стараться максимально сгладить конфликты между ними. Ведь какая бы не была хорошая зарплата, но человек не будет себя чувствовать полностью удовлетворенным работой, где постоянно негативная атмосфера.

И конечно же очень важно следить за нормальными и комфортными условиями труда. Если нет возможности обустроить комнату отдыха, то необходимо хотя бы поддерживать элементарные факторы (температура в помещении, наличие места приема пищи и т.д.)