Какие различают виды межличностной коммуникации, каким образом их можно использовать в аптеке?

Коммуникация – это взаимосвязь между людьми. Она бывает двух видов – вербальная и невербальная. Вербальная (эволюционно более поздняя) осуществляется с помощью слов. Невербальная (эволюционно более ранняя, ее проявления имеют место быть еще у человекоподобных обезьян) – осуществляется при помощи языка тела (то есть, путем изменения своей позы при общении, человек на подсознательном уровне передает какую — либо информацию), при помощи паралингвистических средств (изменение громкости, мимики, применение жестикуляции во время общения). Кроме того, для осуществления невербального контакта применяются графические средства (то есть, подбор тона одежды, макияжа и так далее).

Важно заметить, что вербальный контакт чисто физиологически осуществляется на уровне коры полушарий головного мозга (то есть вполне сознательно), в то время как невербальный контакт осуществляется на уровне подкорковых ядер (на уровне подсознания). Эффективность каждого из видов коммуникации вполне доказана, однако невербальный контакт применим далеко не всегда и не везде. Вербальный контакт является более универсальным; наибольшая эффективность наблюдается при одновременном использовании этих двух видом коммуникации при общении.

Наиболее актуальные виды межличностной коммуникации

По поводу того, какие виды межличностной коммуникации наиболее актуальны в использовании при общении с клиентами в аптеки. Однозначно, в этом случае более актуально применение вербальной коммуникации по ряду причин.

В аптеке происходит общение с незнакомыми людьми, длящееся непродолжительный промежуток времени, причем на глазах у других людей. Естественно, невербальные способы коммуникации – жесты, игра интонацией, цветовая гамма и все прочие несколько неуместны. Представьте себе провизора, отчаянно размахивающего руками, подобно актеру, изображающему сцену ревности в бразильском сериале. Какое он у покупателей вызовет ощущение? Правильно, кроме глубокого недоумения, никакого. То же самое и с цветовой гаммой – работники аптеки носят или белый медицинский халат, или хирургический костюм. Так что здесь и этот прием будет несколько неуместен.

Вне всякого сомнения, будет абсолютно целесообразно использовать в общении с покупателем пару – тройку жестов, призывающих его к покупке; можно использовать язык тела – движения глазами, мимику. Можно играть интонацией, подчеркивая более важные моменты в диалоги совсем незначительным повышением голоса. Однако это должно делаться только в ненавязчивой форме, то есть так, чтобы не вызвать лишнего раздражения у клиентов.

Элементы невербального общения

На общение с посетителями отводится незначительное количество времени, так как в большинстве случаев, за ним стоит еще очередь из возможно более денежных покупателей, которые тоже спешат домой. В то время как невербальное общение в большей мере направлено на ведение длительных переговоров, так как обладает замедленным действием, в отличие от словесного общения. Вывод – несколько элементов из невербального общения и этого вполне достаточно.

Большому вниманию невербальным приемам в большей степени уделяют не при индивидуальном общении, а при влиянии на массы народа. В аптеке же наоборот, всегда сугубо индивидуальное общение, которое может ухудшиться из-за переизбытка невербальной коммуникации, которая все-таки если используется в деловых переговорах, так между людьми, которые уже какое-то время знали друг друга.

Грамотно объединив все виды межличностной коммуникации в одном переговорном процессе, можно добиться очень существенных результатов — главное четко понимать соотношение вербальной и невербальной коммуникации в каждом конкретном случае. Также очень важно в этом случае ориентироваться на покупателя. Если перед провизором стоит флегматичный человек, погруженный в собственные мысли, то здесь уж точно не стоит вопрос касательно целесообразности жестикуляции — она однозначно не уместна. В случае же общения с открытым, холеричным человеком, который сам начинает провоцировать первостольника на более открытый диалог, вполне можно использовать язык тела и жестов.