Вернуться в Статьи

Профессиональные навыки и личные качества фармацевта, провизора для увеличения продаж

Количество просмотров 5 213

Содержание

От личных качеств провизора и его профессиональных навыков зависят качество обслуживания посетителей аптеки и его личный уровень продаж. Навыки специалиста можно поделить на два вида: «мягкие» (soft skills) и «твердые» (hard skills).

Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые помогают человеку решать конкретные задачи в повседневной работе.
Soft skills — личные надпрофессиональные навыки, которые помогают человеку в решении жизненных задач и взаимодействии с людьми.

В таблице представлены примеры «мягких» и «твёрдых» навыков провизора и фармацевта, важных для эффективной работы.

Hard Skills

Soft Skills

Способность быстро сориентироваться в механизме
взаимодействия различных лекарственных препаратов

Умение правильно вести себя в работе с конфликтным покупателем

Умение быстро проверить правильность рецепта
на лекарственный препарат

Способность быстро определить необходимые источники нужной информации и применять её на практике


Навыки фармконсультирования и фарминформирования

Способность быстро ориентироваться в потребностях посетителей и подбирать товары, которые лучше всего подходят для их ситуации

 

Личные качества провизора — Soft skills

Как показывает практика, приобретение «твердых» навыков связано с опытом сотрудника аптеки и готовностью получать новые знания.

Сложнее дело обстоит с «мягкими» навыками, которые часто зависят от личных качеств человека, особенностей его характера. Их развитие требует личных усилий и самоконтроля. Soft skills влияют на взаимодействие работника первого стола с коллегами, руководством и посетителями аптеки. От них зависит успех продаж и эффективность работы в целом.

Рассмотрим основные профессионально важные качества фармацевтов и провизоров.

Коммуникативность и умение расположить к себе

Специалист первого стола каждый день общается с большим количеством посетителей аптеки. Он должен обладать выдержкой, развитыми коммуникативными навыками и умением правильно выстроить диалог. Способность внимательно выслушать покупателя и быть участливым к проблеме клиента является основой для выстраивания долговременных отношений специалист-покупатель.

Вебинар по теме
Я чувствую...что? Гид по эмоциональному интеллекту

Ирина Елькина, эксперт компании Solopharm

Например, почувствовав искреннее участие и желание помочь однажды, клиент с большей вероятностью вернется в эту аптеку. В ином случае, если посетитель столкнулся с раздражением и демонстрацией недовольства от фармацевта или провизора, его впечатление может остаться скверным.

Как развить? Этот навык развивается только на практике. Можно подготовить несколько стандартных схем ответов на наиболее популярные запросы посетителей, попросить друзей или коллег разыграть сценки с типовыми ситуациями.

Клиентоориентированность

Клиентоориентированность — это умение своевременно определить желания и потребности посетителей, чтобы удовлетворить их с максимальной пользой.

Этот момент хорошо сочетается с повышением прибыльности аптеки при помощи комплексных или дополнительных продаж. Например, если покупатель спрашивает спрей от насморка, можно предложить ему бумажные платки или морскую воду для промывания. Таким образом он увидит заботу и внимание к его проблеме

Как развить? Можно начать с составления списка дополнительных товаров к покупкам. Зная, что можно порекомендовать в конкретной ситуации, фармацевт сможет быстро сориентироваться и предложить клиенту полезный для него товар.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — способность распознавать и управлять проявлениями эмоций, намерениями и мотивацией как других людей, так и своими. Наличие такого навыка является сильной стороной специалиста первого стола: это может помочь в определении эмоционального состояния клиента, а значит позволит выстраивать коммуникацию определенным образом.

С помощью эмоционального интеллекта фармацевт сможет контролировать свои эмоции при общении с конфликтным покупателем, направить взаимодействие в нужную сторону и подобрать выгодное для всех решение.

Как развить? В первую очередь необходимо развивать эмпатию, как по отношению к другим людям, так и к себе. Для этого можно регулярно следить за своими эмоциями, наблюдать за реакциями окружающих людей и искать их причину.

Обучаемость

Обучаемость — это умение получать и усваивать новую информацию, применять её в работе и личной жизни для решения различных задач. Важно применять полученные знания на практике, превращая их в Hard skills и полноценные профессиональные компетенции.

Такой навык позволяет правильно подбирать ресурсы для обучения, определять план освоения новой информации, приобретать знания.

Как развить? Можно начать с определения плана обучения. В него следует включить полезную для работы информацию и знания которые следует применять на практике. Изученную теорию нужно внедрять в работу. Например, ознакомившись с разными техниками продаж, следует сразу опробовать их в аптеке.

Источники:
«Что такое Soft Skills и как их развить» — Онлайн-университет Skillbox
Статья: Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров