Как период пандемии повлиял на рынок БАД?

30.12.2020

2020 год стал особенным годом по причине пандемии, охватившей весь мир. В связи с этим потребительский спрос сдвинулся: во-первых, в сторону препаратов, помогающих в борьбе с коронавирусной инфекцией, во-вторых – в сторону профилактических средств.

Это отразилось на объеме продаж биологически активных добавок, в частности – групп витаминов и средств для поддержания иммунитета.

Рост продаж БАД начался уже в 2019 году. Однако по сравнению с 2019 годом уже на момент ноября 2020 года рост стал на 18% больше, чем за аналогичный период годом ранее.

Равномерным рост не был: в 1 квартале высокие продажи объяснялись ростом курса доллара и евро, а также введением карантинных мер. Покупатель сделал повышенные запасы необходимых позиций, которые использовались в течение 2 квартала – в связи с чем случился ожидаемый провал в мае-июне. С июля рост продаж БАД в денежном выражении вернулся на уровень в среднем выше на 15%.

Стоит упомянуть, что в упаковках продажи БАД практически не меняются в последние два года – и держатся на одном уровне и составляют около 335 млн упаковок. Главной причиной роста рынка в рублях – растущие цены и поведение потребителя, который выбирает более дорогие продукты.

Цены

В среднем одна упаковка БАД в период с января по сентябрь 2020 года обошлась потребителю аптеки в 224 рубля (эта цена на 16%, чем годом ранее). Самыми востребованными у россиян по-прежнему остаются БАД с ценой менее 50 рублей, однако структура рынка говорит о другом: группа БАД с ценой выше 500 рублей выросла на 3,7% в стоимостном выражении.

Соотношение отечественных и импортных БАД

На рынке преобладают средства российского производства: отечественные БАД занимают 79,4% в количественном выражении. Средняя стоимость упаковки отечественного БАД за 9 месяцев составила 139 рублей, что приблизительно в 4 раза ниже стоимости упаковки импортного средства – 555 рублей.

Что выбирает покупатель?

Самыми востребованными категориями добавок на рынке стали:

  • БАД, действующие на организм в целом - 31,9% рынка в рублях. За 9 месяцев 2020 года их продажи выросли на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
  • БАД, действующие на пищеварительную систему – 20,5% (прирост продаж составил 15%)
  • БАД, влияющие на функции центральной нервной системы – 9,6% (прирост 10,6%).

Также максимальный темп прироста был отмечен у трех групп: БАД, поддерживающие функцию иммунной системы; БАД, применяемые при заболеваниях костной системы и БАД, применяемые при заболеваниях дыхательной системы.

Кто вырос?

Концентрация производителей на фармацевтическом рынке добавок к пище довольно высокая — TOP-20 компаний занимает 62,2% рынка.

Лидером рынка на протяжении уже многих лет остается российская компания «Эвалар» (доля 15,6% в рублях). В январе—сентябре 2020 года рост продаж компании составил 6,4%.

 

Положительную динамику производителю обеспечили линейка средств Anti-Age (+51%), коллекция травяных чаев «Эвалар Био» (+33%) и средство «Эвалар Витамин С» (+747%).

Американский производитель Solgar Vitamin and Herb (7,6%) расположился на второй строчке, показав прирост продаж на 54,3%. У компании всего один бренд — Solgar, который имеет целую линейку БАД с широким спектром действия. Самый высокий темп прироста был отмечен у позиций, рекомендуемых производителем в качестве дополнительного источника витамина D3 и флавоноидов — «Solgar Витамин D3» (+121%) и цинка — «Solgar Пиколинат цинка» (+253%).

В результате сделки с Takeda корпорация Stada (5,2%) пополнила свой портфель востребованными на российском рынке брендами БАД и заняла третью позицию в рейтинге по результатам 9 месяцев текущего года. Увеличение реализации фирме обеспечили хондропротектор «Артра» (+141%) и витаминно-минеральный комплекс «Витрум» (+25%).

В рейтинге производителей также можно отметить ряд заметных изменений и появление двух новых игроков — компании Unipharm и Laboratoires Ineldea. Первая поднялась на 14 мест с помощью «Детримакса», вторая — на 5 строчек за счет роста на 111% линейки Pediakid, включающей премиальные БАД для детей.

Резюмируя…

Клиенты аптек делают выбор в пользу сохранения своего здоровья даже в условиях нестабильной экономической обстановки. Их внимание направлено на укрепление организма в целом и усиление иммунных сил организма, например, за счет устранения дефицита витамина D в организме.  

 

Источник: https://pharmvestnik.ru/articles/Mesto-pod-solncem.html

Скрыть
Зарегистрируйтесь
И станьте участником нашей программы. Проходите уроки, получайте бонусы и подарки
Ведущая платформа для провизоров и фармацевтов
Бесплатный доступ ко всем курсам
Преподают ведущие специалисты в своей области
Участвуйте в балльно-рейтинговой системе и получайте призы