Что порекомендовать от зубной боли? Советы фармацевтам

Количество просмотров 146

Боль — самый распространенный симптом, с которым обращаются не только к врачам, но и фармацевтам. Покупатели приходят в аптеку за помощью, когда не могут срочно попасть в поликлинику или больницу, либо испытывают болевые ощущения после лечебных манипуляций. В статье расскажем, что делать первостольнику, если к нему обратились с просьбой порекомендовать лекарство от зубной боли.

Содержание

Причины зубной боли

Чтобы подобрать подходящее средство, фармацевт должен определить этиологию болевых симптомов. Самые распространенные причины боли:

  1. Кариес — разрушение эмали и проникновение бактерий в дентин. Покупатель жалуется на периодическую боль, которая возникает при воздействии на зуб, например, во время чистки зубной щеткой или при приеме горячей, холодной и сладкой пищи. Боль вызывается перемещением жидкости в канальцах дентина. При эпизодических болевых ощущениях бактерии пока еще полностью не разрушили твердые ткани, и воспалительные процессы не начались.
  2. Пульпит — воспаление пульпы из-за запущенного кариеса, неправильно установленной пломбы или травмы. Посетитель чувствует острую боль, которая продолжается 1-1,5 минуты. Она возникает спонтанно или под воздействием горячего и холодного. Острый болевой симптом сигнализирует, что пульпа инфицирована и воспалена. Если в ней начинаются необратимые некрозные процессы, боль не прекращается и распространяется на соседние зубы.
  3. Периодонтит — еще одно следствие запущенного кариеса, при котором воспаляется корень зуба или его околокорневая часть. Посетителя беспокоит ноющая боль, которая усиливается при накусывании, воздействии горячего или химических веществ. Болевой симптом сопровождается ощущением, что зуб изменился, стал больше или длиннее. Если болезнь запущена, появляются гнойные образования, у человека повышается температура и увеличиваются лимфоузлы.
  4. Перикоронит — инфицирование и воспаление мягких тканей вокруг режущегося третьего моляра (зуба мудрости). Потребитель жалуется на постоянную тупую боль, которая может отдавать в ухо или висок. Десна воспаляется и отекает, больно глотать, а при сильном воспалении невозможно широко открыть рот.

Травмы и нарушение целостности тканей также сопровождаются болевым симптомом. В аптеку за лекарствами от зубной боли обращаются после удаления зуба, протезирования или имплантации, если покупатель ударился или травмировал пародонт.

Препараты от зубной боли

Сегодня в фармакологии много лекарств, которые снимают болевой симптом и облегчают состояние покупателей. Их можно разделить на три группы:

  1. Местные анестезирующие средства, например лидокаин, не снимают воспаление, а лишь блокируют сигнал от нерва к головному мозгу. Препараты снижают чувствительность как поврежденного участка, так и окружающих здоровых тканей. При использовании возможно онемение губ и языка.
  2. НПВС чаще всего применяют для снятия зубной боли, так как большинство ее видов связаны с воспалением.Одни препараты больше действуют на устранение боли, другие — на снятие воспаления.

После хирургического вмешательства для обезболивания нельзя принимать ацетилсалициловую кислоту (аспирин). Она разжижает кровь, из-за чего может открыться кровотечение и лунка будет долго заживать.

Оптимальная форма лекарств — таблетки, гранулы, капсулы и порошки. Активные вещества быстро попадают в кровь и действуют на пораженный участок изнутри. Эффект от них, как правило, сохраняется от 2 до 5 часов. Этого достаточно, если покупателю надо облегчить состояние, пока он не попадет к врачу, или для снятия послеоперационной боли.

Спреи, аэрозоли и гели дают менее продолжительный эффект, снимают боль на 30-40 минут. Их назначают при слабо выраженном симптоме или детям.

Нестероидные противовоспалительные препараты от зубной боли

Так как НПВС — самая большая группа веществ, которые помогают при зубной боли, остановимся на ней подробнее.

Умеренную боль помогут снять такие активные компоненты, как нимесулид, ибупрофен. При сильной боли помогают кетопрофен, кеторолак, декскетопрофен или диклофенак.

Комбинированные препараты тоже эффективны. Используют, например, комбинацию анальгетика, НПВС, стимулирующего вещества и спазмолитика.

Большинство препаратов противопоказаны при серьезных нарушениях сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной систем, заболеваниях почек и печени. НПВС нельзя применять беременным и в период лактации.

Если у покупателя есть противопоказания, фармацевт рекомендует обратиться к врачу и может посоветовать полоскания содовым раствором или отваром трав с противовоспалительным действием: шалфея, ромашки, тысячелистника. На время поможет облегчить боль холодный компресс.

На что обратить внимание фармацевту при консультации покупателя с зубной болью

Главное, о чем первостольник должен предупредить клиента, — таблетки не устраняют причину боли. Они не лечат и не могут заменить визит к врачу. Если затягивать и снимать лишь симптом, болезнь перейдет в хроническую форму: пораженный участок болеть перестанет, но разрушения в тканях продолжатся. Это приведет либо к дорогостоящему лечению, либо к потере зуба.

Универсальных обезболивающих не существует. Эффективность конкретного препарата зависит от особенностей нервной системы, строения рецепторов и болевого порога. Чтобы подобрать эффективное средство, фармацевт должен узнать, какие обезболивающие препараты и с каким результатом применял покупатель ранее, например, при головной боли.

Обязательно надо напомнить покупателю, что он должен прочитать инструкцию и соблюдать дозировку. Самовольное увеличение дозы лекарства недопустимо.

Первостольник не должен рекомендовать покупателям сильнодействующие препараты, которые продаются по рецепту. В том числе без назначения врача нельзя продавать антибиотики, даже если покупатель их требует и жалуется на воспаление. Фармацевт предлагает сильное безрецептурное обезболивающее и приводит аргументы, почему нельзя откладывать визит к специалисту.

Источники:
Справочник MSD, профессиональная версия: «Зубная боль и инфекция»
Ахметжанова Ж.О.: «Зубная боль»