Новогодний марафон: Адвент-календарь «IQ на каждый день»
с 15 декабря по 15 января
Зоны в аптеке
Правильное использование функциональных зон аптеки позволяет сделать обслуживание покупателей более эффективным и может положительно повлиять на прибыльность аптеки. В статье мы рассмотрели основные зоны аптеки и принципы распределения в них товаров аптечного ассортимента.
Содержание
Мерчандайзинг в аптеке — это система управления вниманием покупателей, которая увеличивает вероятность покупки за счёт эффективного представления товаров на полках. Значительная доля решений о покупке принимается уже в торговом зале. Поэтому методы мерчандайзинга работают наиболее эффективно в связке с регулярным анализом собственных данных: тепловых карт, оборачиваемости и чековой аналитики.
Одним из направлений мерчандайзинга является организация и выделение пространства в торговом зале. Это не просто расстановка оборудования определённым образом — это правильное зонирование и создание логики пространства и создание такого маршрута, который позволит реализовать весь потенциал продаж даже небольшого аптечного пункта.
Планировка торгового пространства строится вокруг сценариев спроса:
- быстрые покупки у кассы и на «точках входа»,
- консультативные категории в зонах, где удобно общаться с провизором,
- сезонные и импульсные предложения — на наиболее просматриваемых витринах.
Цель — чтобы клиент находил нужное без очередей и долгого поиска, при этом охватывал взглядом максимум ассортимента и замечал позиции, на реализацию которых аптека делает акцент. Для устойчивого результата используются планограммы, регулярный аудит полки, ротация сезонных зон и корректировка маршрута по фактическому поведению посетителей.

Что нужно учесть при организации функциональных зон?
Поведение покупателей в аптеке зависит от планировки входной группы, расположения кассы и читаемости навигации. В большинстве аптек «горячие» точки формируются справа от входа и в кассовой зоне, «холодные» — на противоположной стороне и в глубине зала.
Посетители чаще двигаются по периметру, а центральные проходы получают меньший трафик. Конкретные параметры различаются от аптеки к аптеке, поэтому планировку и выкладку корректируют по фактическим данным.
Условно можно выделить следующие функциональные зоны в аптечной организации: адаптации, «Горячая», «Тёплая», «Холодная» и «Ледяная» зоны.
Зона адаптации
Это входная зона. Посетители, которые только что вошли в аптеку, не сразу проявляют активность и готовность к покупке: в этот момент их внимание рассеяно и имеет низкие показатели концентрации и устойчивости. Посетителя привлекают только хорошо знакомые предметы или названия, продвигается он не спеша. Поэтому ключевые позиции и промо-выкладки лучше не размещать: вероятность заметить и осознанно выбрать товар в этой зоне низкая.
Здесь уместны навигация, указатели основных рубрик, информация для потребителя и элементы визуального «выравнивания» пространства. Однако следите, чтобы вход не перегружался стойками, штендерами и растяжками, не создавалась «воронка» и не перекрывались пути эвакуации.
«Горячая» зона
Формируется сразу после зоны адаптации, часто справа от входа и в кассовой зоне. Это лучший участок для импульсных и маржинальных категорий, допустимых к открытой выкладке:
- безрецептурные ЛС,
- медизделия,
- средства гигиены,
- косметика,
- сезонные позиции,
- спецпредложения.
Рецептурные препараты не продвигаются и не размещаются в зоне свободного доступа. Поддерживайте фронт-фейсинг, читабельные ценники и короткие офферы; регулярно тестируйте состав полки и ротацию сезонных предложений.
«Тёплая» зона
После «горячей» зоны по мере продвижения вглубь аптеки и по периметру торгового зала покупатель попадает в «тёплую». Обычно до неё доходят 50-70% всех посетителей.
Здесь уместны категории, которым нужна мягкая стимуляция спроса и напоминание при консультировании провизора — вероятно, они могут заинтересовать покупателя, но для этого ему необходимо о нём напомнить. Например, здесь можно разместить витаминные комплексы, мази, биологически активные добавки, гигиенические принадлежности.
Повышайте привлекательность витрины подсветкой, рубрикаторами, блоками «решение проблемы» и логикой «вместе лучше» без навязчивых призывов.
«Холодная» зона
В конце маршрута, когда покупатель обошёл большую часть аптеки и, возможно, уже выбрал необходимый ему товар, у покупателя возникает ощущение «выполненного долга» — теперь его ничто не задерживает. Он начинает ускоряться к выходу, поэтому эту часть пространства называют «зоной возвращения». Его внимание освобождено от потребности приобрести что-то конкретное.
Здесь рекомендовано размещать товары, которые пользуются небольшим, но постоянным спросом — медицинская техника, перевязочные материалы; те товары, по которым покупателям требуется консультация специалиста или те, покупка которых не требует изучения информации — противопростудные препараты, обезболивающие, спазмолитики и т.д.
«Ледяная» зона
Это «мёртвая» зона, которую посещает всего лишь 10% покупателей. Она может образовываться в «карманах» торгового зала аптеки, сразу за входной дверью. Она невыгодна для представления любого товара.
Рекомендуется оставлять эту зону пустой или оборудовать её как зону отдыха.
Выводы
- Правильное использование функциональных зон аптеки повышает эффективность обслуживания покупателей и прибыльность аптеки.
- Зонирование аптеки помогает покупателям быстрее ориентироваться и увеличивает средний чек.
- Каждая функциональная зона выполняет свою задачу: адаптация посетителя, стимулирование импульсных покупок и продвижение нужных категорий.
- Мерчандайзинг в аптеке включает анализ тепловых карт и чековой статистики для оптимизации размещения товаров и корректировки выкладки.
- Грамотное зонирование аптеки повышает эффективность каждой полки и укрепляет позиции аптеки на рынке.
- Регулярный аудит, сезонная ротация и анализ покупательского поведения делают зонирование инструментом стратегического управления продажами.
- Планировка торгового пространства строится вокруг сценариев спроса: быстрые покупки у кассы и на «точках входа», консультативные категории в зонах, где удобно общаться с провизором, сезонные и импульсные предложения на наиболее просматриваемых витринах.
Источник
- Курбатова С.Г.: «Технологии мерчандайзинга в работе аптечной организации» // Scientist, 2023, 2(24), 100-103.
Проверь знания по статье
Другие статьи по теме «Маркетинг в аптеке»
Смотреть всеКомментарии
Количество комментариев 7
Галина К. Фармленд
Спасибо ! Информативно)
Наталья Ш. Планета здоровья
Спасибо за информацию.
Ольга С. Мелздрав Нижний Новгород
спасибо
Светлана Ц. ООО Элифант
Спасибо
Юлия Б.
Эксперт комьюнити АС "Здесь Аптека"
Информация написана кратко, но зато все основные моменты о зонировании в аптеке в одной статье, отлично поможет первостольникам в работе.
Юлия Б.
Эксперт комьюнити АС "Здесь Аптека"
Благодарю за статью.
Людмила Ж. Эркафарм
Спасибо !
Сайт носит обучающий (информационный) характер и предназначен исключительно для обучения (информирования) фармацевтов и провизоров
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.