Как составить и внедрить алгоритм фармацевтического консультирования при отпуске лекарственных препаратов
Результат любого лечения зависит от взаимодействия врачей, фармацевтов и пациентов. Если работник первого стола ошибается при отпуске лекарств, в лучшем случае не наступит лечебный эффект, в худшем — будет нанесен вред здоровью потребителя. В связи с этим много внимания уделяют качеству фармацевтического консультирования.
В статье мы расскажем о роли стандартных операционных процедур (СОПов) в фармконсультировании, а также об алгоритмах взаимодействия с посетителями в аптеке.
Содержание
Документы
Зачем нужны СОПы в фармацевтическом консультировании посетителей аптеки
Исследование мнения провизоров и фармацевтов о качестве фармконсультирования показало, что у них есть потребность в алгоритмах консультирования. Первостольники нуждаются в инструкции, как беседовать с покупателями в различных ситуациях, какие вопросы задавать, чтобы собрать достаточный анамнез и выяснить беспокоящие симптомы.
Алгоритм действий первостольника при консультировании в разных условиях и есть стандартные операционные процедуры. Они представляют собой нормативный документ, в котором прописаны:
- действия фармацевта при отпуске безрецептурных и рецептурных препаратов;
- методы контроля за его работой;
- способы корректировки и оценки консультирования;
- технологии устранения недочетов и замечаний;
- должность сотрудника, ответственного за контроль качества фармацевтического информирования и консультирования.
Цель СОП фармконсультирования не только в том, чтобы повысить качество помощи, но и облегчить работу первостольников. Если в аптеке есть свои особенности, например, разработана система лояльности, или нанимают специалиста без опыта, он быстрее научится грамотно консультировать посетителей. Это положительно скажется и на его профессиональной компетентности, и на прибыли аптечного пункта.
Как разработать СОП с алгоритмом фармацевтического консультирования в аптеке
СОПы — новеллы законодательства 2016 года. Как только вышел Приказ Минздрава России от 31 августа 2016 года № 647н, многие частные компании стали предлагать разработать типовые процедурные стандарты для аптек. Однако эксперты считают, что этим должны заниматься руководители или сотрудники аптечных организаций.
Составить не формальный, а работающий документ можно только если знать условия, в которых он применяется. Например, можно учесть наиболее частые запросы посетителей, опыт сотрудников и специфику фармобразования региона.
Для достижения лучшего эффекта при использовании рекомендуется, чтобы СОП представлял собой схему или таблицу. Краткая схематичная подача материала облегчает его восприятие и запоминание.
Пример структуры СОП фармконсультирования:
- содержание;
- назначение — цель документа;
- персонал, который руководствуется СОП;
- основные термины и определения;
- общие положения — кто и зачем проводит информирование и консультирование;
- ответственность и полномочия;
- внутренние документы, которые обязаны знать первостольники для грамотного консультирования;
- процедуры фармконсультирования и фарминформирования;
- обучение — описание процесса, как повышают качество работы сотрудников;
- литература и нормативные акты, на основе которых подготовлен документ.
Разрабатывая СОП фармконсультирования посетителей аптеки, сотрудник дает общую инструкцию, не вдаваясь в частности. Знания об эффективности фармакологических групп при конкретных симптомах хранятся в голове фармацевта и совершенствуются на протяжении всей его карьеры. Их невозможно уместить в единую инструкцию.
Алгоритмы фармацевтического консультирования и информирования в аптеке
Эксперты Национальной фармацевтической палаты разработали алгоритм фармконсультирования по безрецептурным препаратам. Он состоит из четырех этапов, которые описаны в таблице.
Название этапа |
Задачи |
Содержание |
Итоги |
---|---|---|---|
Оценка возможности самолечения. |
Фармацевт выясняет:
|
Важно как можно подробнее узнать о симптомах и определить, есть ли среди них тревожные. Их список представлен на рисунке после таблицы. |
Если тревожных симптомов нет, консультация продолжается. Если есть, фармацевт предупреждает, что нужно посетить врача и информирует о возможных последствиях самолечения. Решение о покупке препарата остается за покупателем. |
Формирование запроса. |
Выяснить:
|
Вне зависимости от того, пришел посетитель за конкретным средством или просит подобрать его по симптомам, фармацевт должен помнить про группы риска: детей, пожилых людей, беременных и кормящих. |
Фармацевт получает полную информацию о потребностях покупателя. |
Персонализация рекомендации. |
Фармацевт:
|
Именно на этом этапе провизор демонстрирует свои знания о симптоматике заболеваний и фармакотерапии. Он должен хорошо ориентироваться в клинической картине недомоганий и современных методах лечения. |
С помощью фармацевта покупатель выбирает наиболее подходящий для него вариант фармакотерапии. |
Завершение консультации. |
Информирование покупателя о:
|
Первостольник отвечает на все вопросы покупателя и узнает, все ли ему понятно. Напоминает, что если симптомы не проходят через 3 дня приема препарата, надо обратиться к врачу. |
Покупатель получает всю информацию о применении средства. |
Источник: Методические рекомендации Нацфармпалаты.
С рецептурными препаратами проще. Алгоритм фарминформирования выглядит следующим образом:
- первостольник знакомится с рецептом;
- информирует покупателя об аналогах более низкого ценового сегмента, если таковые имеются;
- напоминает правила приема лекарства;
- информирует о синдроме отмены и ее последствиях, если они есть.
В статье представлена общая, но подробная информация по фармацевтическому консультированию. Отталкиваясь от нее, можно составить алгоритм для конкретного аптечного пункта или сети.
Источники:
Антропова Г.А., Яшина Н.В.: Применение стандартных операционных процедур для фармацевтического консультирования
Григорян С.: Как писать СОП фармконсультирования?
Приказ Минздрава России от 31 августа 2016 года № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения»
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.