Вернуться в Статьи

Как составить и внедрить алгоритм фармацевтического консультирования при отпуске лекарственных препаратов

Количество просмотров 6 809

Содержание

Документы

Зачем нужны СОПы в фармацевтическом консультировании посетителей аптеки

Исследование мнения провизоров и фармацевтов о качестве фармконсультирования показало, что у них есть потребность в алгоритмах консультирования. Первостольники нуждаются в инструкции, как беседовать с покупателями в различных ситуациях, какие вопросы задавать, чтобы собрать достаточный анамнез и выяснить беспокоящие симптомы.

Алгоритм действий первостольника при консультировании в разных условиях и есть стандартные операционные процедуры. Они представляют собой нормативный документ, в котором прописаны:

  • действия фармацевта при отпуске безрецептурных и рецептурных препаратов;
  • методы контроля за его работой;
  • способы корректировки и оценки консультирования;
  • технологии устранения недочетов и замечаний;
  • должность сотрудника, ответственного за контроль качества фармацевтического информирования и консультирования.

Цель СОП фармконсультирования не только в том, чтобы повысить качество помощи, но и облегчить работу первостольников. Если в аптеке есть свои особенности, например, разработана система лояльности, или нанимают специалиста без опыта, он быстрее научится грамотно консультировать посетителей. Это положительно скажется и на его профессиональной компетентности, и на прибыли аптечного пункта.

Как разработать СОП с алгоритмом фармацевтического консультирования в аптеке

СОПы — новеллы законодательства 2016 года. Как только вышел Приказ Минздрава России от 31 августа 2016 года № 647н, многие частные компании стали предлагать разработать типовые процедурные стандарты для аптек. Однако эксперты считают, что этим должны заниматься руководители или сотрудники аптечных организаций.

Составить не формальный, а работающий документ можно только если знать условия, в которых он применяется. Например, можно учесть наиболее частые запросы посетителей, опыт сотрудников и специфику фармобразования региона.

Вебинар по теме

Для достижения лучшего эффекта при использовании рекомендуется, чтобы СОП представлял собой схему или таблицу. Краткая схематичная подача материала облегчает его восприятие и запоминание.

Пример структуры СОП фармконсультирования:

  • содержание;
  • назначение — цель документа;
  • персонал, который руководствуется СОП;
  • основные термины и определения;
  • общие положения — кто и зачем проводит информирование и консультирование;
  • ответственность и полномочия;
  • внутренние документы, которые обязаны знать первостольники для грамотного консультирования;
  • процедуры фармконсультирования и фарминформирования;
  • обучение — описание процесса, как повышают качество работы сотрудников;
  • литература и нормативные акты, на основе которых подготовлен документ.

Разрабатывая СОП фармконсультирования посетителей аптеки, сотрудник дает общую инструкцию, не вдаваясь в частности. Знания об эффективности фармакологических групп при конкретных симптомах хранятся в голове фармацевта и совершенствуются на протяжении всей его карьеры. Их невозможно уместить в единую инструкцию.

Алгоритмы фармацевтического консультирования и информирования в аптеке

Эксперты Национальной фармацевтической палаты разработали алгоритм фармконсультирования по безрецептурным препаратам. Он состоит из четырех этапов, которые описаны в таблице.

Название этапа

Задачи

Содержание

Итоги

Оценка возможности самолечения.

Фармацевт выясняет:

  • есть ли диагноз;
  • каковы симптомы;
  • возможно ли самолечение.

Важно как можно подробнее узнать о симптомах и определить, есть ли среди них тревожные. Их список представлен на рисунке после таблицы.

Если тревожных симптомов нет, консультация продолжается.

Если есть, фармацевт предупреждает, что нужно посетить врача и информирует о возможных последствиях самолечения. Решение о покупке препарата остается за покупателем.

Формирование запроса.

Выяснить:

  • для кого покупается препарат;
  • принимает ли потребитель другие лекарства;
  • особые пожелания по форме или продолжительности приема средства.

Вне зависимости от того, пришел посетитель за конкретным средством или просит подобрать его по симптомам, фармацевт должен помнить про группы риска: детей, пожилых людей, беременных и кормящих.

Фармацевт получает полную информацию о потребностях покупателя.

Персонализация рекомендации.

Фармацевт:

  • подбирает подходящую фармакотерапевтическую группу препаратов;
  • объясняет действие лекарств;
  • предлагает выбрать покупателю из нескольких аналогов с учетом их стоимости.

Именно на этом этапе провизор демонстрирует свои знания о симптоматике заболеваний и фармакотерапии.

Он должен хорошо ориентироваться в клинической картине недомоганий и современных методах лечения.

С помощью фармацевта покупатель выбирает наиболее подходящий для него вариант фармакотерапии.

Завершение консультации.

Информирование покупателя о:

  • необходимости прочитать инструкцию;
  • возможных побочных эффектах;
  • правилах приема и хранения препарата.

Первостольник отвечает на все вопросы покупателя и узнает, все ли ему понятно.

Напоминает, что если симптомы не проходят через 3 дня приема препарата, надо обратиться к врачу.

Покупатель получает всю информацию о применении средства.

Источник: Методические рекомендации Нацфармпалаты.

С рецептурными препаратами проще. Алгоритм фарминформирования выглядит следующим образом:

  • первостольник знакомится с рецептом;
  • информирует покупателя об аналогах более низкого ценового сегмента, если таковые имеются;
  • напоминает правила приема лекарства;
  • информирует о синдроме отмены и ее последствиях, если они есть.

В статье представлена общая, но подробная информация по фармацевтическому консультированию. Отталкиваясь от нее, можно составить алгоритм для конкретного аптечного пункта или сети.

Источники:
Антропова Г.А., Яшина Н.В.: Применение стандартных операционных процедур для фармацевтического консультирования
Григорян С.: Как писать СОП фармконсультирования?
Приказ Минздрава России от 31 августа 2016 года № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения»

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров