Вернуться в Статьи

Основные экономические показатели деятельности аптечных организаций

Количество просмотров 10 404

Содержание

Для чего нужны показатели эффективности работы аптеки?

Набор сведений о результатах деятельности организации называется показателями ее экономической эффективности. Они дают понять, насколько менеджмент и экономика фарморганизации устойчивы и конкурентоспособны, позволяют планировать и прогнозировать дальнейшую работу, разрабатывать конкурентную стратегию.

Не все руководители предпочитают строить план работы аптеки на основе показателей экономической эффективности. Некоторые полагаются на личный управленческий опыт, другие на интуицию. Но только точный расчет поможет выстроить обоснованную стратегию развития и привести к устойчивой положительной динамике.

Основные экономические показатели деятельности аптеки

Теоретических подходов к определению показателей эффективности работы фармацевтических организаций много. Каждый руководитель сам выбирает, на какие данные ему опираться, а какими можно пренебречь. Поэтому показатели, которые опишем ниже, не являются исчерпывающими. В зависимости от специфики своего бизнеса заведующий может использовать их все, выборочно или дополнить список.

Товарооборот аптеки как показатель эффективности ее работы

Товарооборот или объем реализации — это объем продажи товаров и оказания услуг за определенный период в денежном эквиваленте.

Он показывает масштаб деятельности аптеки, её денежную выручку, размер расходов покупателей на аптечные товары и услуги. Используется следующая формула для расчета товарооборота:

Товарооборот = P x Q

  • Р — цена единицы товара или услуги;
  • Q — число проданных товаров.

Товарооборот может быть:

  • оптовым, когда аптечная организация продает товары другим предприятиям или, например, лечебно-профилактическим учреждениям;
  • розничным — отпуск товара покупателям для личного, домашнего пользования.

Изучение товарооборота — длительное и кропотливое исследование. Нужно проанализировать его структуру, то есть категории проданных товаров, какие факторы и каким образом на него влияют. Например, объем розничных продаж может меняться под воздействием дохода населения, сезонности заболеваний, рекламы, динамики цен, использования дисконтных программ и прочих факторов.

Результатом анализа становится план мероприятий по увеличению объема продаж. В нем обязательно должны быть отражены не только ожидаемые данные, но и резервы, которые понадобятся для их достижения.

Вебинар по теме
Секреты успешных продаж

Надежда Пономарева, Эксперт компании Solopharm

Валовый доход, валовая прибыль, издержки и чистая прибыль

Все препараты для продажи в аптеке закупают по оптовым ценам, а отпускают — по розничным. Разница между этими двумя видами стоимости и является валовым доходом, или, по-другому, торговым наложением. Валовый доход — источник для покрытия издержек обращения и формирования чистой прибыли.

К издержкам обращения относятся любые материальные, финансовые и трудовые ресурсы, которые нужны, чтобы торговая точка функционировала. Это могут быть:

  • транспортные расходы при покупке медикаментов у производителя;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды — единый социальный налог, взносы на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование от несчастных случаев на производстве;
  • расходы на аренду и ремонт помещения;
  • оплата кредита и процентов по нему, если руководитель брал его для открытия или ведения бизнеса;
  • расходы на рекламу.

Если за определенный период времени валовый доход превышает издержки обращения, можно сказать, что аптека получила прибыль от реализации товаров. Если к ней добавить доходы от других видов деятельности, получится валовая прибыль аптеки, то есть конечный финансовый результат ее работы.

Из валовой прибыли вычитают налоговые вычеты и определяют чистую прибыль. Это та сумма, которая по итогу остается в распоряжении руководства.

Объем и учет товарных запасов в аптеке

Товарные запасы — сложный показатель эффективности, так как в нем содержится противоречие. С одной стороны, при увеличении товарооборота запасы сокращаются. С другой — при увеличении продаж они должны пополняться. Поэтому существуют разные методы планирования запаса:

  • опытно-статистический;
  • экономико-математический;
  • технико-экономические расчеты.

Рассмотрим опытно-статистический подход к планированию аптечных товарных запасов. Он реализуется в два этапа.

Определить норматив товарных запасов в днях.

Для этого надо рассчитать товарооборачиваемость за несколько лет, то есть проанализировать, за сколько дней или с какой скоростью реализуются запасы. Далее изучить динамику товарооборачиваемости и определить оптимальное время реализации запасов для планируемого периода.

Рассчитать в ценах закупки плановую сумму запасов.

Сначала определяется величина однодневной реализации запасов для квартала, когда планируется максимальный товарооборот. Полученная величина умножается на норматив товарных запасов в днях. Нужный показатель найден.

Планирование будет эффективным, если обеспечит неснижаемый товарный запас. То есть в отпуске медикаментов покупателям не будет перебоев.

Подведем итог

Выделяют шесть показателей эффективности работы аптеки:

  • товарооборот;
  • валовый доход;
  • расходы и издержки;
  • валовая прибыль;
  • чистая прибыль;
  • товарные запасы.

По своему усмотрению руководство аптеки может расширить список и использовать другие данные, чтобы проверить рентабельность организации. Чем подробнее будет анализ, тем легче спланировать работу аптеки и выбрать стратегию развития.

 

Источники:
Управление и экономика фармации: Учебник / Под ред. В.Л. Багировой
Лисовский П. «Формулы основных финансовых показателей в аптечном бизнесе»
Статья: Образование торговых наложений в аптеках

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров