Сетевые аптеки

Сетевые аптеки можно отнести к одному из наиболее активно растущих направлений фармацевтического рынка в России. Только за 2019 год на ТОП-20 аптечных сетей пришлось 42,8% всех продаж (по данным аналитической компании AlphaRM). По данным аналитической компании RNC Pharma, общая доля первой десятки аптечных сетей на рынке составляет 32,7% по итогам 2020 года*.

Если посмотреть данные AlphaRM и портала Pharmvestnik, можно сделать интересные выводы: с 2014 по 2021 год общее количество аптечных точек увеличилось на 32%, при этом наибольший прирост наблюдается у федеральных сетей — количество аптек в их составе выросло в 2,5 раза*.

Сетевых аптек становится все больше. Какие бывают? Почему они преобладают над отдельными аптечными организациями? Рассмотрим в нашей статье.

Какие аптечные сети бывают?

Мелкорозничная аптечная сеть — сеть аптек, организованная физическими или юридическими лицами для обеспечения населения лекарственными препаратами. В нее могут входить аптечные пункты и киоски, передвижные формы для продажи простейших лекарств и изделий медицинского назначения.

По организационно-правовой форме и форме собственности сети аптек могут быть частными и государственными. Их ключевое отличие заключается в том, кто выступает собственником организации. Государственная или муниципальная аптечная сеть является собственностью субъектов Федерации, различных муниципальных образований. Частные сети находятся в собственности юридических или физических лиц.

Помимо этого немного разнится ассортимент. Государственные и муниципальные сети аптек участвуют в реализации льготных программ, ограничены в самостоятельном выборе поставщиков и формировании ассортимента. Частным сетям предоставляется большая свобода — они могут без ограничений прорабатывать ассортиментную политику и цены, выбирать поставщиков.

По охвату аптеки могут быть городскими (локальными) или федеральными. Городские аптечные сети функционируют в рамках конкретного города. Федеральные аптечные сети работают в нескольких субъектах Российской Федерации, активно прорабатывая региональные рынки. В последние годы крупные игроки фармацевтического рынка уделяют регионам все больше внимания. Это связано, в том числе, с более низкой конкуренцией, недостаточном покрытии спроса предложением локальных точек.

Как работа сетевых аптек отличается от работы частных организаций?

Как показывает практика, объединение ресурсов при организации сети повышает продуктивность их использования. Например, большой объем закупок открывает возможность для работы с крупными поставщиками, в том числе официальными дистрибьюторами фармацевтических производителей. За счет консолидации закупок сеть зачастую получает оптовые скидки, предлагая своим покупателям более привлекательные цены на ассортимент. Объем закупок в отдельных аптеках, как правило, не дотягивает до уровня, при котором поставщики готовы предлагать большие скидки.

Реклама также показывает высокую эффективность при раскрутке сети из нескольких филиалов, расположенных в разных районах города или другого населенного пункта. В этом случае реклама направлена на продвижение общесетевого бренда и повышение его узнаваемости без привязки к конкретному адресу. Это, в свою очередь, позволяет оптимизировать и сократить рекламные расходы.

Для повышения качества работы, проведения детального анализа деятельности и снижения издержек, связанных с административными и организационными задачами, многие сетевые организации создают централизованные офисы, в которых предусмотрены общие для всех точек отделы закупок, финансов и учета, маркетинга и так далее. Это помогает создать единую организационную структуру и схему работы, исключить разные подходы к решению важных вопросов в разных точках сети.

Значительные оборотные средства позволяют сетям, кроме стандартного пакета социальных гарантий, обеспечивать дополнительную поддержку работников: обучающие программы, повышение квалификации, сертификация фармацевтов и провизоров за счет организации. Многие сетевые организации создают полноценные отделы по работе с персоналом, формируя корпоративную культуру и снижая текучесть кадров.

 

* При подготовке статьи использовались материалы:

Скрыть
Зарегистрируйтесь
И станьте участником нашей программы. Проходите уроки, получайте бонусы и подарки
Ведущая платформа для провизоров и фармацевтов
Бесплатный доступ ко всем курсам
Преподают ведущие специалисты в своей области
Участвуйте в балльно-рейтинговой системе и получайте призы