Порядок проведения инвентаризации в аптеке
Инвентаризация — обязательный процесс для организаций, занятых в сфере торговли. В статье мы рассмотрели особенности проведения проверки наличия и состояния имущества аптеки, определили виды инвентаризации и этапы её выполнения.
Содержание
Документы
Инвентаризация в аптеке — это периодическая проверка наличия и состояния имущества и обязательств фармацевтической организации, их оценка. Она проводится с целью сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.
Порядок проведения в аптечных организациях регламентируется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина от 06.07.1999 № 43н;
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.
Кроме того, компания вправе издать собственный нормативный акт, который будет регламентировать порядок проверки.
Порядок проведения инвентаризации в аптеке
Процесс условно может быть поделен на несколько этапов:
- Формирование инвентаризационной комиссии. Отметим, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.
- Подготовка к осуществлению проверки. В ходе этого этапа необходима подготовка документов: приходных и расходных документов, отчетов о движении товара, денежных средств. Составляются инвентаризационные описи в аптеке.
- Проведение инвентаризации при обязательном участии материально ответственных лиц. Проверяется фактическое наличие материальных ценностей в аптеке, сведения о которых заносятся в инвентаризационные описи и акты.
- Документальное оформление результатов. Инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Составляются сличительные ведомости по тем позициям, по которым выявлены отклонения от учетных данных. Например, лекарства в аптеке по документам готовы к продаже, но фактически отсутствуют.
- Учет результатов инвентаризации, в том числе для целей бухгалтерского и налогового учета. Результаты должны быть отражены в отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация в аптеке, а по годовой проверке — в годовом бухгалтерском отчете. На данном этапе в случае обнаружения недостачи также решается вопрос о ее учете: за счет норм естественной убыли, за счет материально-ответственных лиц или за счет хозяйствующего субъекта.
Если проверка длится несколько дней, то помещения с материальными ценностями опечатываются после ухода инвентаризационной комиссии. На время перерыва описи помещаются в шкаф или сейф, помещение закрывается.
Виды инвентаризации в аптеке
Инвентаризация может быть плановой или неплановой. Даты проведения и количество плановых проверок в отчетном году, а также перечень имущества для проверки устанавливает руководитель аптечной организации.
Внеплановые (внезапные или дополнительные) инвентаризации проводятся для текущего контроля сохранности продукции у материально-ответственных лиц и оперативного выявления расхождения между данными бухгалтерской отчетности и фактическим наличием обязательств и запасов.
Инвентаризация должна проводиться в следующих случаях (согласно пункту 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности):
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством.
Для дополнительных проверок аптека может определять свои сроки проведения инвентаризации.
Оценка физического состояния товаров
При проверке комиссия не только сопоставляет соответствие данных учета фактическому наличию, но и выявляет товар с истекшим сроком годности по причине утраченной ценности. Товар с истекшим сроком годности подлежат утилизации — для этого составляется специальный товарный документ. Форму документа аптека разрабатывает самостоятельно.
Также утилизации подлежат некачественные, контрафактные и фальсифицированные средства. Их также необходимо уничтожить.
В бухгалтерском учете такой расход включается в расходы организации. Чтобы документально подтвердить расходы, необходимо сохранять документы, подтверждающие утилизацию.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.