Вернуться в Статьи

Солнцезащитные средства в аптеке

Количество просмотров 242

Содержание

Солнцезащитные средства — санскрины — оберегают кожу от солнечного излучения, как правило UVА и UVB спектра. В их состав входят специальные компоненты, которые преобразуют или поглощают солнечную энергию, снижая риск развития рака кожи. Проведённые исследования доказывают, что воздействие ультрафиолета является причиной меланомы в 65% случаев и причиной немеланомного рака кожи в 90% случаев.

Вебинар по теме

Чем опасно UVA и UVB излучение?

До жителей Земли доходит только три вида солнечного излучения.

Ultraviolet (UV) — ультрафиолет. На ультрафиолет приходится около 5% солнечного света. В свою очередь, его лучи делятся на три вида:

  • UVA — длинноволновой свет, который проникает в глубокие слои кожи;является главной причиной появления пигментации и фотостаренияФотостарение — это совокупность биохимических, структурных и видимых (клинических) изменений кожи, обусловленных постоянным повреждением кожного покрова солнечными лучами. К типичным признакам фотостарения относятся повышенная сухость кожи, появление гиперпигментации и сосудистых изменений, грубого кожного рисунка, поверхностных и глубоких морщин.Подробнее, способен спровоцировать развитие рака.
  • UVB — не проникает в глубокие слои кожи, но способен вызвать ожог поверхностных слоёв тканей. Относится к факторам риска появления рака.
  • UVC — природный UVC не доходит до кожи, благодаря наличию озонового слоя. Воздействуя на клетки, способен повреждать их ДНК. По этой причине UVC часто используют для дезинфекции помещений.

Infrared light (IR) — инфракрасный свет. Невидимое для человека тепловое излучение, волна которого имеет большую длину. На него приходится до 45% солнечного света. Имеет три вида, которые не оказывают негативного влияния на кожу человека: IRA, IRB, IRC.

Visible spectrum — видимый спектр. Видимое глазом излучение, на которое приходится до 50% солнечного света. Способно проникать на разную глубину кожи. К нему относится синий свет — HEV.

До 95% лучей UV-спектра — это UVA-лучи, которые при чрезмерном воздействии провоцируют фотостарение. Накопление эффекта происходит постепенно. Он проявляется в виде морщин и структурных изменений в коже. Частые солнечные ванны значительно увеличивают вероятность пигментации кожи в дальнейшем. Под воздействием излучения разрушаются эластиновые и коллагеновые волокна, могут повреждаться сосуды, замедляться процессы обновления эпидермиса в целом.

Около 5% лучей UV-спектра приходится на UVB-лучи, которые при чрезмерном воздействии могут вызвать рак кожи. Раньше считалось, что только эти лучи могут вызвать рак кожи. Однако современные исследования показывают, что спровоцировать развитие патологии могут и UVA-лучи.

Существует специальный UV-индекс или УФ-индекс. Он отображает уровень ультрафиолетовой радиации на поверхности Земли, позволяя определить степень опасности ультрафиолета для глаз и кожи. На показания индекса влияют многие факторы:

  • географическая широта;
  • высота местности над уровнем моря;
  • толщина озонового слоя;
  • облачность.

Использовать солнцезащитные средства, чтобы снизить риск развития рака кожи, следует при значении индекса 3 и выше. Значение выше 8 считается экстремальными, в это время рекомендуется отказаться от пребывания на улице в течение длительного времени. Если этого не избежать, нужно использовать средства с максимальным фактором защиты, например SPF 50+.

SPF — Sunburn Protection Factor. Что нужно о нём знать?

SPFSPF (Sun Protection Factor) — фактор защиты от UV-излучения, и чем выше его показатель, тем эффективнее защита. Цифры SPF определяют, как долго после использования средства человек может находиться под открытыми солнечными лучами.Подробнее показывает уровень защиты кожи от воздействия UVB-лучей. Это отношение количества ультрафиолетового излучения типа В на защищённой коже к аналогичному излучению на незащищённой коже.

Солнцезащитные средства в процессе изготовления проходят тесты для оценки количества воздействия ультрафиолетового излучения, которое потребуется для получения солнечных ожогов при их использовании. Исходя из этого продукт получает соответствующую маркировку SPF.

Чем выше значение SPF, тем выше защита от получения солнечных ожогов в результате ультрафиолетового воздействия.

Раньше на этикетках многих солнцезащитных средств была только информация о защите от UVB-лучей, но не UVA-лучей. Сейчас более популярны средства широкого спектра действия, поэтому на этикетках содержится информация о защите от лучей обоих типов.

Средства с SPF 15 способны отфильтровать 93% UVB-лучей, средства SPF 30 — 97%.

Важно помнить, что это относительные показатели, и уровень защиты зависит от правильности использования солнцезащитных средств.

Фильтры физические и химические

Солнцезащитные средства бывают физическими и химическими. Принцип их действия отличается.

Физические

Физические фильтры работают на основе минеральных ингредиентов, которые блокируют и рассеивают солнечные лучи до того, как они проникают в кожу.

Сейчас наиболее используемые минеральные фильтры представлены оксидом цинка ZnO и диоксидом титана TiO2. FDA относит их к I категории веществ по безопасности — они считаются эффективными и безопасными.

На флаконах таких средств есть пометка «mineral».

Химические

Такие фильтры преобразовывают UV-излучение в тепловое. Химические органические компоненты поглощают ультрафиолет до того, как он успевает нанести повреждения кожи.

Органические фильтры образуют такие химические вещества, как парааминобензоаты, дибензоилметаны, антранилаты, салицилаты, имидазолы, циннаматы и бензофеноны.

Для повышения эффективности производители в одном солнцезащитном средстве могут совмещать несколько видов компонентов.

Текстуры солнцезащитных средств

Солнцезащитные средства могут быть представлены в следующих формах:

  1. Лосьоны — наиболее популярная форма солнцезащитных средств.
  2. Кремы — оптимальный вариант для лица, сухой кожи на теле.
  3. Гели — удобны при нанесении на участки с волосами (наиболее актуально для мужчин).
  4. Спреи — легко наносятся на кожу, комфортны для защиты маленьких детей.
  5. Твердые стики — подходят для губ и области вокруг глаз.

Выбор текстуры солнцезащитного средства в большей степени зависит от личных предпочтений покупателя.

Как помочь покупателю выбрать средства от солнца?

Правильный выбор средства зависит от индивидуальных предпочтений, привычек и особенностей организма человека, который будет им пользоваться. Приведём примеры вопросов, которые можно задать покупателю.

«Где будет использоваться средство? С какой целью приобретается?»

Помогает определить наиболее подходящий SPF средства.

  • SPF 15 — большую часть дня нахождение в помещении, редкое пребывание на солнце.
  • SPF 30 — пребывание на открытом воздухе во время высокой активности солнца, отдых и тренировки на улице.
  • SPF выше 30 — светлая кожа, поездки в тропические страны.

При этом следует понимать, что чем светлее кожа — тем выше уровень защиты потребуется.

«Какой образ жизни? Планируете ли плавать, заниматься спортом? Будут ли длительные прогулки под солнцем?»

При активном образе жизни, регулярных занятиях спортом или длительных прогулках можно предложить средства с маркировкой Water resistant. Она указывает на то, что средство продолжает действовать в течение 40-80 минут при попадании влаги или воды.

Для жителей южных высот и обладателей светлой кожи лучше предлагать солнцезащитные средства с максимальным SPF (50 и 60+).

«Для взрослого или ребенка?»

Для детей лучше выбирать средства с минеральными фильтрами, которые подходят для чувствительной и нежной кожи ребёнка. Часто они имеют соответствующую маркировку на этикетке.

«Какой фототип? Светлая кожа?» — можно самостоятельно осмотреть покупателя, если он делает покупку для себя

Для определения фототипа используется шкала Фицпатрика.

Три первых фототипа по этой шкале больше всего нуждается в защите от солнечного излучения, особенно при нахождении в зонах повышенной инсоляции, например в южных странах или в горах. Санскрин должен оберегать кожу от лучей UVA и UVB — на этикетке должна присутствовать маркировка UVA в кружке, Boots Star Rating, Broad spectrum, фактор UVA-защиты выше PA+++, PPD = 8 и выше.

«Какой тип кожи? Какая форма удобнее для использования?»

Для жирной кожи и кожи с акне лучше подходят лёгкие крема и гели с химическими фильтрами — их консистенция меньше забивает поры.

Для сухой кожи можно предложить нежирные крема и эмульсии, масла и спреи с увлажняющим эффектом.

Для чувствительной кожи подходят крема и гели, лосьоны. Лучше выбирать средства с физическими фильтрами, которые реже химических вызывают раздражение. При повреждении кожи не рекомендуется использовать спреи, лучше остановить выбор на стиках, кремах или эмульсии.

Если у покупателя есть заболевание кожи, нужно порекомендовать ему обратиться к дерматологу для выбора наиболее подходящих солнцезащитных средств.

Что можно предложить в дополнение к солнцезащитному средству?

Запрос солнцезащитных средств — это отличная возможность сделать дополнительную продажу. В зависимости от ситуации (отпуск на море, поездка на дачу, активный отдых, забота о детях, чувствительная кожа), к санскрину можно предложить следующие товары аптечного ассортимента:

  1. Вода — оберегает от обезвоживания организма в жаркий день, утоляет жажду при прогулках или тренировках.
  2. Термальная вода — увлажняет и освежает кожу после загара или при пребывании в душном помещении.
  3. Средство после загара — увлажнить и восстановить кожу после пребывания под солнцем.
  4. Средство от ожогов — в первое время при длительном пребывании под солнцем многие покупатели получают солнечный ожог. Средство поможет снять красноту и избавиться от жжения.
  5. Бальзам для губ с UV-фильтром — кожа на губах тоже нуждается в защите от солнечного излучения, которое может привести к сухости тканей и появлению трещин.
  6. Антисептик, лейкопластырь, салфетки — всегда актуальны во время отдыха, в частности при загородных поездках.
  7. Антигистаминные средства — комары и мошки часто мешают комфортному пребыванию на природе, а средства после укусов помогут снять отечность и зуд.

Дополнительная продажа — это проявление заботы и внимания к покупателям со стороны фармацевта, его желание сделать их нахождение под солнцем более комфортным и безопасным.

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров