Вернуться в Статьи

Шпаргалки для фармацевтов — от новичка до профессионала

Количество просмотров 7 929

Содержание

Документы

В помощь студенту и фармацевту, который только начинает работать в аптеке, мы подготовили простые рекомендации и шпаргалки для работы. Самое главное — не бойтесь работы, изучайте нормативы и ассортимент товаров, набирайтесь опыта и знаний. От ошибок никто не застрахован, даже самый опытный провизор.

Нормативные документы для работы

Новичкам в аптеке будет полезно изучить некоторые документы, важные в их работе:

  • Должностная инструкция — документ, который содержит основные обязанности сотрудников аптечной организации.
  • Федеральный закон 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» — основные положения регулируют вопросы регистрации, контроля качества и хранения лекарств, информацию о реестре и множество других важных моментов. Закон содержит отсылки к другим подзаконным актам, которые фармацевт будет осваивать по мере работы.
  • Закон о защите прав потребителей — важно обратить внимание на пункты, которые определяют правила возврата и обмена товаров.
  • Трудовой кодекс РФ — содержит положения, которые определяют права работников.

Развитие профессиональных навыков и знаний

К важным для фармацевтов знаниям относится информация о фармакологических группах лекарств, а также данные об их применении при разных заболеваниях. Предложить препараты для комплексного лечения и осуществить допродажу безрецептурными препаратами сотрудник аптеки сможет, только если разбирается в основных симптомах заболеваний и знает побочные действия лекарственных препаратов.

В учебных заведениях фармацевтов больше уделяют внимание международным непатентованным наименованиям, в то время как в аптеке чаще используются торговые. Так как их очень много, без опыта можно растеряться. В этом случае будут полезны обучающие мероприятия и шпаргалки.

Во время работы первостольникам можно составить шпаргалку, которая будет содержать разделение товаров аптечного ассортимента по группам и местам их хранения. Все места хранения имеют свои показатели: сердце, ЖКТ и другие. Одно действующее вещество может иметь несколько торговых наименований — в шпаргалку стоит включить и эту информацию, исходя из ассортимента аптеки.

В обязанности фармацевта, кроме реализации лекарств, входит поддержание установленного в аптеке порядка, ведение журнала дефектуры, приём и разборка товара, заполнение журналов температурных режимов и других документов. Для этого новичку потребуется определённая база знаний, которая обычно приобретается во время работы.

Новичку будет полезно поставить себе задачу как можно быстрее выучить основную информацию и научиться правильно выполнять свои обязанности. Поэтому важно как можно больше строго по принятым правилам разбирать товар, вести отчётные журналы.

Вебинар по теме
Коммуникация - это не просто общение

Мария Мочалина, психолог, бизнес-тренер

Постоянное углубление знаний

Информацию лучше изучать поэтапно, постепенно переходя от более простой к сложной. Для этого можно посещать тренинги фармацевтических компаний и конференции, пройти предусмотренное в аптеке обучение.

Большой выбор уроков и курсов для обучения представлен на нашем портале.

Соблюдение стандартов обслуживания

Важную роль в работе фармацевта играет соблюдение стандартов обслуживания. Как правило, продажа состоит из нескольких основных этапов:

  • Приветствие — на этом этапе устанавливается первичный контакт покупателя и работника первого стола.
  • Уточняющие вопросы — помогают выявить потребности покупателя и определить наиболее подходящий для него товар.
  • Презентация — можно предложить покупателю 3-4 препарата из разных ценовых категорий, раскрывая их преимущества.
  • Работа с возражениями — если у покупателя возникает сопротивление, важно наладить конструктивный диалог и определить причины его реакции.
  • Допродажа — предложение дополнительных товаров, которые могут быть полезны клиенту. На первых этапах будет полезно спросить рекомендации у старших коллег, изучить или подготовить самостоятельно терапевтические цепочки. Например, если покупатель спрашивает перевязочные материалы, ему можно предложить антисептик — Местамидин-сенс.
  • Завершение продажи — важно аккуратно упаковать товар и вежливо попрощаться, оставляя положительное впечатление о покупке.

Важные принципы коммуникации

Взаимодействие с клиентами

Начинающие фармацевты часто сталкиваются со стандартной ошибкой — «навешиванием ярлыков». Нельзя оценивать посетителей аптеки по их внешнему виду или проводить презентацию товаров, исходя из собственных представлений о дороговизне. Не стоит решать за покупателя, что будет для него дорого. Лучше задать дополнительные вопросы и определить его истинные потребности.

Многих новичков в аптеке выбивает из колеи работа с конфликтными ситуациями. Прежде всего, важно помнить — недовольство клиента чаще всего направлено на организацию в целом, не стоит воспринимать это лично. Важно спокойно и тактично объяснить ситуацию, найти комфортное для всех решение. Не всегда следует идти на поводу у конфликтного посетителя. На первых порах, если будет трудно, можно обращаться к более опытным коллегам за помощью, которые подскажут, как правильно вести себя в подобных ситуациях.

Следует сохранять корректность и быть вежливым при общении со всеми посетителями аптеки.

Отношения в коллективе

Помимо взаимодействия с клиентами, следует наладить отношения с коллегами. В новом коллективе не стоит сразу перекраивать существующие правила. Новичок приходит в уже сработавшийся слаженный коллектив. Однако предложения по улучшению работы можно озвучивать коллегам и руководству.

Надо быть готовым к тому, что только завершившего обучение фармацевта опытные сотрудники на первых этапах могут считать неопытным новичком и относиться к этому по-разному: кто-то с пониманием, кто-то с раздражением. Это нормально — после приобретения новых навыков и опыта ситуация вероятно изменится.

Будет полезно подружиться с коллегами и не стесняться к ним обращаться во время адаптации. Это поможет избежать ошибок.

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров