Травяные сборы в практике фармацевта
Несмотря на постоянную разработку новых синтетических лекарственных препаратов, в аптеках спрос на лекарства растительного происхождения остается высоким. К таковым относятся травяные (растительные) сборы. В статье расскажем, чем они полезны, есть ли ограничения в их применении и какие они бывают. В конце публикации дадим рекомендации фармацевтам по продаже фитосборов.
Преимущества и недостатки применения растительных сборов
Приведём официальное определение лекарственных сборов, которое даёт Фармакопея.
Лекарственный сбор — это смесь двух и более видов лекарственного растительного сырья различных способов переработки. Дополнительно в них могут добавлять эфирные масла и соли.
Плюсы в употреблении травяных сборов:
- реже, чем при приеме других лекарств, встречаются побочные эффекты;
- травы обладают низкой токсичностью;
- не вызывают привыкания;
- активные вещества находятся в биологически доступной, легкоусвояемой для организма форме;
- если состав сбора подобран правильно, компоненты усиливают положительное действие друг друга;
- сборы легко принимать;
- благодаря доступности сырья, они недорогие и легко воспроизводимые.
Кроме явных преимуществ в приеме растительных сборов можно выделить и недостатки:
- не всегда активные вещества сочетаются в растениях в нужных пропорциях, возможна их «передозировка» или недобор;
- лечебные эффекты многих растений до сих пор полностью не изучены;
- состав трав зависит от экологии региона, в котором они были собраны. При плохой экологии, растения «накапливают» вредные соединения;
- травы — сильные аллергены.
Нужно учитывать, что лекарственные растения вступают в реакцию с другими лекарствами и могут усилить или снизить их эффект. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Принципы взаимодействия лекарственных средств и трав».
Виды травяных сборов
Единой классификации растительных сборов нет. На постоянной основе в научных журналах публикуют исследования об эффективности того или иного сбора.
Мы приведем компонентный состав некоторых лекарственных растительных сборов, разработанный на кафедре фармацевтического естествознания Сеченовского Университета.
Наименование сбора |
Компоненты |
|
---|---|---|
Грудной сбор |
№ 1 |
алтея корни; мать-и-мачехи листья; душицы трава. |
№ 2 |
мать-и-мачехи листья; солодки корни; подорожника большого листья. |
|
№ 3 |
алтея корни; солодки корни; шалфея листья; аниса обыкновенного плоды; сосны почки. |
|
№ 4 |
ромашки цветки; солодки корни; мяты перечной листья; багульника болотного побеги; ноготков цветки; фиалки трава. |
|
Желудочно-кишечный сбор |
ромашки цветки; солодки корни; мяты перечной листья; укропа пахучего плоды; аира корневища. |
|
Мочегонный сбор |
толокнянки листья; ноготков цветки; укропа огородного плоды; элеутерококка корневища и корни; мяты перечной листья. |
|
Желчегонный сбор |
№ 2 |
бессмертника песчаного цветки; тысячелистника трава; мяты перечной листья; кориандра плоды. |
Желчегонный сбор |
№ 3 |
ромашки цветки; мяты перечной листья; ноготков цветки; тысячелистника трава; пижмы цветки. |
Кроме перечисленных, в аптеке можно купить тонизирующие, успокаивающие, противовоспалительные, очищающие и противосклеротические сборы. Есть фитосборы для поддержания здоровья и лечения конкретных органов: сердца и сосудов, почек, желудка и кишечника, печени и желчного пузыря.
В отличие от фиточая, сборы не расфасованы. При этом для приготовления отвара дозировка, например, грудного сбора № 1 и № 3 разная. При отпуске фитосборов фармацевт должен обратить внимание покупателя на инструкцию и рекомендации по применению.
Продажа травяных сборов в аптеке
Аптечная экопродукция востребована, поэтому для фитопрепаратов можно выделить отдельный стеллаж или витрину. Хорошо, если есть возможность выложить весь ассортимент, чтобы покупатель мог изучить состав сборов, бренды и цены.
При реализации лекарственных трав и сборов важно помнить следующие правила:
- С позиции маркетинга эффективно, когда фитосборы «поддерживаются» другой экопродукцией: косметикой, БАДами, продуктами «правильного питания» (фитнес-батончиками, клетчаткой и так далее).
- Располагать сборы лучше по брендам, а не по назначению. Тогда у покупателя будет структурированное и целостное восприятие витрины. Разница в оформлении упаковок разных брендов может создать ощущение пестроты и вызывать у покупателей растерянность.
- По назначению упаковки можно расположить уже внутри бренда, поставив их рядом в соответствии с физиологией, например, вместе грудной и сердечный сбор.
- Рубрикаторы «Для печени», «Для сердца» и другие в рамках бренда облегчают навигацию покупателей.
Так как многие покупатели лояльны к фитопродуктам, увеличить продажи трав и сборов поможет схема «лекарство + фитопрепарат». Например, при отпуске отхаркивающего средства можно предложить грудной сбор № 1, пояснив, что входящие в его состав лекарственные растения также оказывают отхаркивающее действие. Комплексное лечение усилит терапевтический эффект и ускорит выздоровление.
При использовании схемы важно, чтобы фармацевт мог пояснить, какими свойствами обладают компоненты сбора. Это продемонстрирует компетентность первостольника, показывает его заинтересованность в решении проблемы клиента и мотивирует последнего на покупку.
В работе с фитосборами фармацевт должен помнить, что пожилые и люди с хроническими заболеваниями составляют группу риска. Как правило, они принимают медикаменты, которые могут взаимодействовать с лекарственными травами. Поэтому перед отпуском сбора, фармацевт проверяет совместимость его компонентов с синтетическими препаратами.
Источники:
ОФС.1.4.1.0020.15 Сборы;
Левушкин Д.В., Гравель И.В. «Многокомпонентные лекарственные сборы как источник макроэлементов»;
Потёмкин В.Д. «Состав нового травяного сбора на основе кипрея узколистного».
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.