Вернуться в Статьи

Травяные сборы в практике фармацевта

Количество просмотров 956

Содержание

Преимущества и недостатки применения растительных сборов

Приведём официальное определение лекарственных сборов, которое даёт Фармакопея.

Лекарственный сбор — это смесь двух и более видов лекарственного растительного сырья различных способов переработки. Дополнительно в них могут добавлять эфирные масла и соли.

Плюсы в употреблении травяных сборов:

  • реже, чем при приеме других лекарств, встречаются побочные эффекты;
  • травы обладают низкой токсичностью;
  • не вызывают привыкания;
  • активные вещества находятся в биологически доступной, легкоусвояемой для организма форме;
  • если состав сбора подобран правильно, компоненты усиливают положительное действие друг друга;
  • сборы легко принимать;
  • благодаря доступности сырья, они недорогие и легко воспроизводимые.

Кроме явных преимуществ в приеме растительных сборов можно выделить и недостатки:

  • не всегда активные вещества сочетаются в растениях в нужных пропорциях, возможна их «передозировка» или недобор;
  • лечебные эффекты многих растений до сих пор полностью не изучены;
  • состав трав зависит от экологии региона, в котором они были собраны. При плохой экологии, растения «накапливают» вредные соединения;
  • травы — сильные аллергены.

Нужно учитывать, что лекарственные растения вступают в реакцию с другими лекарствами и могут усилить или снизить их эффект. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Принципы взаимодействия лекарственных средств и трав».

Вебинар по теме
Основы фитотерапии

Надежда Пономарева, Эксперт компании Solopharm

Виды травяных сборов

Единой классификации растительных сборов нет. На постоянной основе в научных журналах публикуют исследования об эффективности того или иного сбора.

Мы приведем компонентный состав некоторых лекарственных растительных сборов, разработанный на кафедре фармацевтического естествознания Сеченовского Университета.

Наименование сбора

Компоненты

Грудной сбор

№ 1

алтея корни;

мать-и-мачехи листья;

душицы трава.

 

№ 2

мать-и-мачехи листья;

солодки корни;

подорожника большого листья.

 

№ 3

алтея корни;

солодки корни;

шалфея листья;

аниса обыкновенного плоды;

сосны почки.

 

№ 4

ромашки цветки;

солодки корни;

мяты перечной листья;

багульника болотного побеги;

ноготков цветки;

фиалки трава.

Желудочно-кишечный сбор

ромашки цветки;

солодки корни;

мяты перечной листья;

укропа пахучего плоды;

аира корневища.

Мочегонный сбор

толокнянки листья;

ноготков цветки;

укропа огородного плоды;

элеутерококка корневища и корни;

мяты перечной листья.

Желчегонный сбор

№ 2

бессмертника песчаного цветки;

тысячелистника трава;

мяты перечной листья;

кориандра плоды.

Желчегонный сбор

№ 3

ромашки цветки;

мяты перечной листья;

ноготков цветки;

тысячелистника трава;

пижмы цветки.

Кроме перечисленных, в аптеке можно купить тонизирующие, успокаивающие, противовоспалительные, очищающие и противосклеротические сборы. Есть фитосборы для поддержания здоровья и лечения конкретных органов: сердца и сосудов, почек, желудка и кишечника, печени и желчного пузыря.

В отличие от фиточая, сборы не расфасованы. При этом для приготовления отвара дозировка, например, грудного сбора № 1 и № 3 разная. При отпуске фитосборов фармацевт должен обратить внимание покупателя на инструкцию и рекомендации по применению.

Продажа травяных сборов в аптеке

Аптечная экопродукция востребована, поэтому для фитопрепаратов можно выделить отдельный стеллаж или витрину. Хорошо, если есть возможность выложить весь ассортимент, чтобы покупатель мог изучить состав сборов, бренды и цены.

При реализации лекарственных трав и сборов важно помнить следующие правила:

  1. С позиции маркетинга эффективно, когда фитосборы «поддерживаются» другой экопродукцией: косметикой, БАДами, продуктами «правильного питания» (фитнес-батончиками, клетчаткой и так далее).
  2. Располагать сборы лучше по брендам, а не по назначению. Тогда у покупателя будет структурированное и целостное восприятие витрины. Разница в оформлении упаковок разных брендов может создать ощущение пестроты и вызывать у покупателей растерянность.
  3. По назначению упаковки можно расположить уже внутри бренда, поставив их рядом в соответствии с физиологией, например, вместе грудной и сердечный сбор.
  4. Рубрикаторы «Для печени», «Для сердца» и другие в рамках бренда облегчают навигацию покупателей.

Так как многие покупатели лояльны к фитопродуктам, увеличить продажи трав и сборов поможет схема «лекарство + фитопрепарат». Например, при отпуске отхаркивающего средства можно предложить грудной сбор № 1, пояснив, что входящие в его состав лекарственные растения также оказывают отхаркивающее действие. Комплексное лечение усилит терапевтический эффект и ускорит выздоровление.

При использовании схемы важно, чтобы фармацевт мог пояснить, какими свойствами обладают компоненты сбора. Это продемонстрирует компетентность первостольника, показывает его заинтересованность в решении проблемы клиента и мотивирует последнего на покупку.

В работе с фитосборами фармацевт должен помнить, что пожилые и люди с хроническими заболеваниями составляют группу риска. Как правило, они принимают медикаменты, которые могут взаимодействовать с лекарственными травами. Поэтому перед отпуском сбора, фармацевт проверяет совместимость его компонентов с синтетическими препаратами.

Источники:
ОФС.1.4.1.0020.15 Сборы;
Левушкин Д.В., Гравель И.В. «Многокомпонентные лекарственные сборы как источник макроэлементов»;
Потёмкин В.Д. «Состав нового травяного сбора на основе кипрея узколистного».

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров