Зачем учиться на фармацевта или провизора?

Количество просмотров 249

Некоторые обыватели считают, что специалисты первого стола должны «просто продавать лекарства по запросу». Однако это серьезная профессия, от которой во многом зависит здоровье и самочувствие посетителей аптек.

В статье мы рассказали, почему важно, чтобы аптечные сотрудники имели профильное образование, а также раскрыли требования к специалистам.

Содержание

Почему на фармацевта и провизора нужно учиться?

Специалисты фармацевтической отрасли должны хорошо разбираться в химических составляющих лекарственных средств, знать способ и процесс их изготовления, соблюдать правила их хранения. От этого зависит насколько эффективно фармацевт или провизор смогут подобрать препараты под запросы покупателей, учитывая возможные противопоказания и риск развития побочных эффектов.

Помимо этого специалисты должны владеть информацией о правилах отпуска, составе, дозировках и способах использования лекарственных средств из аптечного ассортимента. Во время обучения они учатся разбираться в компонентах для производства всех форм лекарств, изучают латынь. Все это предполагает колоссальный объем информации, который невозможно усвоить «на месте».

В майском номере журнала «Здоровье и образование в XXI веке» за 2022 год опубликовали результаты социологического исследования сотрудников аптек — 89% имеют высшее образование. Данные показывают, что большинство фармспециалистов не останавливаются на среднем образовании, а продолжают профессиональное обучение.

Описанная тенденция связана не только с личными целями опрошенных, но и веянием времени. Один из трендов мировой системы здравоохранения — ответственное самолечение. В цепочке «Врач — Провизор/Фармацевт — Пациент — Лекарственный препарат» ключевая роль отводится фармработнику. Именно он должен обеспечить посетителей аптек грамотной и полной информацией, чтобы те могли правильно принимать лекарства. Это основа профилактики и самостоятельного лечения легких недомоганий и хронических неинфекционных заболеваний. Как следствие — снижается нагрузка на систему здравоохранения, и у населения повышается ответственное и осознанное отношение к собственному здоровью.

Если в работе первостольника сместить акцент с продажи на консультирование, высшее образование становится, пусть не обязательным, но желательным требованием к работнику. Это объяснимо, что глубокие фармакологические знания, полученные в ВУЗе, помогут сделать консультирование значительно более эффективным.

Не стоит забывать, что качество информирования покупателей — один из критериев выбора аптечной организации. Если оно будет на высоте, покупатель вернется, что положительно скажется на прибыли.

Какое образование сегодня нужно первостольнику

В мае 2022 года Минтруд представил для общественного обсуждения проект профессионального стандарта «Фармацевтический работник». Документ объединяет утвержденные ранее стандарты 02.006 «Провизор», 02.015 «Провизор-аналитик», 02.012 «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» и 02.075 «Фармацевт». Согласно ему, у фармработника может быть среднее профессиональное или высшее образование по специальности «Фармация».

Сейчас в аптеке работают и фармацевты, и провизоры. Для работы фармацевтом необходимо получить диплом СУЗа, например колледжа. Чтобы работать на должности провизора, будущие специалисты заканчивают фармацевтический факультет в ВУЗах.

По действующему сейчас профстандарту у провизора предусмотрено больше профессиональных обязанностей. В частности, он вправе заменить выписанный покупателю препарат на аналог. Провизор управляет товарооборотом и контролирует его, проводит фармацевтическую экспертизу и изучает спрос на ассортимент. Высшее образование дает возможность работать не только за «первым столом», но и на руководящей должности в аптечной организации, продолжить карьеру в НИИ, лаборатории или на фармацевтическом заводе.

Отраслевой журнал проводил исследование о том, как воспринимают работники аптек разницу в специальностях. Результаты можно назвать противоречивыми. С одной стороны на практике работодатель редко смотрит на диплом, и получается, что у фармацевта и провизора схожий функционал. Представители обеих профессий заказывают, выкладывают и реализуют медицинские и лекарственные препараты, консультируют покупателей и поддерживают порядок в торговом зале. То есть в основном занимаются продажами.

Тем не менее более половины опрошенных считают, что правильно поступили, отучившись в высшем учебном заведении. По их мнению, обучение дает не только больше карьерных возможностей, но и позволяет глубже понимать фармакологию и разбираться в лекарственных средствах. Хотя в работе преобладают продажи, для самих специалистов важна профессиональная компетентность и максимальное владение фармацевтическими знаниями.

Работа фармацевтом — постоянное саморазвитие

При прохождении социологического исследования сотрудников аптек респонденты перечисляли трудности, с которыми сталкивались в работе. К ним относятся:

  • сложности в консультировании отдельных категорий покупателей — беременных и родителей, которые покупают лекарства для детей.
  • нехватка информации о препарате, из-за чего приходится обращаться к справочной информации или коллегам.
  • конфликтные ситуации с посетителями.

Перечисленные сложности можно преодолеть, повышая квалификацию. Если фармработник хочет быть для работодателя ценным специалистом, он должен учиться постоянно, каждые пять лет проходя аккредитацию.

Профессиональные вебинары, тренинги, конференции и Интернет-сообщества позволяют непрерывно развиваться в области фармакологии. В этом будет полезен и наш портал, которые предлагает множество курсов и обучающих материалов для фармацевтов и провизоров.

Подведем итог

И сейчас, и при утверждении стандарта «Фармацевтический работник» высшее образование остается личным выбором. Однако, по мнению самих специалистов, оно является необходимым условием, чтобы разбираться в своей профессиональной сфере. Дополнительное образование и углубление знаний в отдельных отраслях фармакологии — необходимое условие профессионального развития любого работника аптеки.

Источники:
Статья: Разработка социально-профессионального портрета работника аптечной организации как субъекта фармацевтического консультирования (Иващенкова А.О. и др.)
Статья: Что думают о различиях в специальностях сотрудники аптек (Баранова О.)
Профстандарт: 02.075 Фармацевт
Профстандарт: 02.012 Специалист в области управления фармацевтической деятельностью
Профстандарт: 02.015 Провизор-аналитик