Некоторые обыватели считают, что специалисты первого стола должны «просто продавать лекарства по запросу». Однако это серьезная профессия, от которой во многом зависит здоровье и самочувствие посетителей аптек.
В статье мы рассказали, почему важно, чтобы аптечные сотрудники имели профильное образование, а также раскрыли требования к специалистам.
Содержание
Почему на фармацевта и провизора нужно учиться?
Специалисты фармацевтической отрасли должны хорошо разбираться в химических составляющих лекарственных средств, знать способ и процесс их изготовления, соблюдать правила их хранения. От этого зависит насколько эффективно фармацевт или провизор смогут подобрать препараты под запросы покупателей, учитывая возможные противопоказания и риск развития побочных эффектов.
Помимо этого специалисты должны владеть информацией о правилах отпуска, составе, дозировках и способах использования лекарственных средств из аптечного ассортимента. Во время обучения они учатся разбираться в компонентах для производства всех форм лекарств, изучают латынь. Все это предполагает колоссальный объем информации, который невозможно усвоить «на месте».
В майском номере журнала «Здоровье и образование в XXI веке» за 2022 год опубликовали результаты социологического исследования сотрудников аптек — 89% имеют высшее образование. Данные показывают, что большинство фармспециалистов не останавливаются на среднем образовании, а продолжают профессиональное обучение.
Описанная тенденция связана не только с личными целями опрошенных, но и веянием времени. Один из трендов мировой системы здравоохранения — ответственное самолечение. В цепочке «Врач — Провизор/Фармацевт — Пациент — Лекарственный препарат» ключевая роль отводится фармработнику. Именно он должен обеспечить посетителей аптек грамотной и полной информацией, чтобы те могли правильно принимать лекарства. Это основа профилактики и самостоятельного лечения легких недомоганий и хронических неинфекционных заболеваний. Как следствие — снижается нагрузка на систему здравоохранения, и у населения повышается ответственное и осознанное отношение к собственному здоровью.
Если в работе первостольника сместить акцент с продажи на консультирование, высшее образование становится, пусть не обязательным, но желательным требованием к работнику. Это объяснимо, что глубокие фармакологические знания, полученные в ВУЗе, помогут сделать консультирование значительно более эффективным.
Не стоит забывать, что качество информирования покупателей — один из критериев выбора аптечной организации. Если оно будет на высоте, покупатель вернется, что положительно скажется на прибыли.
Какое образование сегодня нужно первостольнику
В мае 2022 года Минтруд представил для общественного обсуждения проект профессионального стандарта «Фармацевтический работник». Документ объединяет утвержденные ранее стандарты 02.006 «Провизор», 02.015 «Провизор-аналитик», 02.012 «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» и 02.075 «Фармацевт». Согласно ему, у фармработника может быть среднее профессиональное или высшее образование по специальности «Фармация».
Сейчас в аптеке работают и фармацевты, и провизоры. Для работы фармацевтом необходимо получить диплом СУЗа, например колледжа. Чтобы работать на должности провизора, будущие специалисты заканчивают фармацевтический факультет в ВУЗах.
По действующему сейчас профстандарту у провизора предусмотрено больше профессиональных обязанностей. В частности, он вправе заменить выписанный покупателю препарат на аналог. Провизор управляет товарооборотом и контролирует его, проводит фармацевтическую экспертизу и изучает спрос на ассортимент. Высшее образование дает возможность работать не только за «первым столом», но и на руководящей должности в аптечной организации, продолжить карьеру в НИИ, лаборатории или на фармацевтическом заводе.
Отраслевой журнал проводил исследование о том, как воспринимают работники аптек разницу в специальностях. Результаты можно назвать противоречивыми. С одной стороны на практике работодатель редко смотрит на диплом, и получается, что у фармацевта и провизора схожий функционал. Представители обеих профессий заказывают, выкладывают и реализуют медицинские и лекарственные препараты, консультируют покупателей и поддерживают порядок в торговом зале. То есть в основном занимаются продажами.
Тем не менее более половины опрошенных считают, что правильно поступили, отучившись в высшем учебном заведении. По их мнению, обучение дает не только больше карьерных возможностей, но и позволяет глубже понимать фармакологию и разбираться в лекарственных средствах. Хотя в работе преобладают продажи, для самих специалистов важна профессиональная компетентность и максимальное владение фармацевтическими знаниями.
Работа фармацевтом — постоянное саморазвитие
При прохождении социологического исследования сотрудников аптек респонденты перечисляли трудности, с которыми сталкивались в работе. К ним относятся:
- сложности в консультировании отдельных категорий покупателей — беременных и родителей, которые покупают лекарства для детей.
- нехватка информации о препарате, из-за чего приходится обращаться к справочной информации или коллегам.
- конфликтные ситуации с посетителями.
Перечисленные сложности можно преодолеть, повышая квалификацию. Если фармработник хочет быть для работодателя ценным специалистом, он должен учиться постоянно, каждые пять лет проходя аккредитацию.
Профессиональные вебинары, тренинги, конференции и Интернет-сообщества позволяют непрерывно развиваться в области фармакологии. В этом будет полезен и наш портал, которые предлагает множество курсов и обучающих материалов для фармацевтов и провизоров.
Подведем итог
И сейчас, и при утверждении стандарта «Фармацевтический работник» высшее образование остается личным выбором. Однако, по мнению самих специалистов, оно является необходимым условием, чтобы разбираться в своей профессиональной сфере. Дополнительное образование и углубление знаний в отдельных отраслях фармакологии — необходимое условие профессионального развития любого работника аптеки.
Источники
- Статья: Разработка социально-профессионального портрета работника аптечной организации как субъекта фармацевтического консультирования (Иващенкова А.О. и др.);
- Статья: Что думают о различиях в специальностях сотрудники аптек (Баранова О.);
- Профстандарт: 02.075 Фармацевт;
- Профстандарт: 02.012 Специалист в области управления фармацевтической деятельностью;
- Профстандарт: 02.015 Провизор-аналитик.
Проверь знания по статье
Другие статьи по теме «Профессия»
Смотреть всеКомментарии
Количество комментариев 13
-
Людмила Ж. Эркафарм
Спасибо!
-
Лариса С. РИТМ (БРЯНСК)
В современном мире если не будешь учиться постоянно, то будь ты хоть с каким образованием, через год поймешь, что "ты в танке". Наша профессия требует ежедневного обучения.
-
Юлия Б. Эксперт комьюнити АС "Здесь Аптека"
Согласна полностью с Вами, коллега. Наша профессия, специальность требует повышенного внимания в целом, необходимо обучаться, постоянно совершенствоваться, тогда будет все замечательно.
-
-
Татьяна З. ООО "Эркафарм Поволжье"
Спасибо!
-
Наталья Ш. Планета здоровья
спасибо.за информацию.
-
Ирина Д. ВИТАМЕД (КРАСНОЯРСК)
Очень хороший материал. Спасибо!
-
Валентина С. Максавит
спасибо
-
Антонина К. Мелодия здоровья
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.