Вернуться в Статьи

Витрина — визитная карточка аптеки

Количество просмотров 10 801

Содержание

Документы

Витрина — главный инструмент для представления аптечных товаров и визитная карточка аптеки. Её правильная проработка может увеличить прибыльность аптеки и создать хорошую репутацию в глазах посетителей.

Зачем нужно правильное оформление витрин?

Основная задача витрин — удобное и корректное представление товаров аптеки. Правильное представление ассортимента привлекает покупателей и способствует новым покупкам. При правильном оформлении она помогает ориентироваться покупателям в ассортименте и сформировать у них положительные впечатления от аптеки, позволяет повысить продажи определенных товаров и может положительно влиять на прибыль организации в целом.

При этом неопрятная и неаккуратная витрина может оттолкнуть покупателя и оставить неприятное впечатление об организации в целом.

Причины неэффективности витрин

Во многих аптеках витрины используют недостаточно эффективно. Причин может быть множество: неудобное расположение для посетителей, выкладка не стимулирует спрос, товары плохо расположены относительно их потенциальной прибыли от продаж. Рассмотрим основные причины.

Витрины не обеспечивают хорошего обзора

Основные ошибки заключаются в плохой вкладке товаров на витрине. Их может быть слишком много, из-за чего препараты теряются на фоне друг друга. Покупатель теряется и не сможет сразу найти нужное ему лекарство. Эффективность витрины снижает и недостаточное количество товаров — скудная выкладка может создать впечатление того, что в аптеке слишком маленький ассортимент.

Проблема может заключаться и в несбалансированном размещении упаковок, когда маленькие коробки теряются на фоне более крупных.

Свою роль может сыграть отсутствие ценников и этикеток, в которых содержится полезная для покупателей информация. С их помощью можно существенно сэкономить время как фармацевтов, так и посетителей аптеки.


Хорошее расположение


Плохое расположение

Неправильные приоритеты при расстановке товаров

Витрины визуально делятся на зоны, которые по-разному воспринимаются покупателем. Неправильная работа с такими зонами способна значительно снизить уровень продаж в аптеке. Например, если на самых видных местах расположены товары с низким спросом или плохими потребительскими качествами. При этом препараты устойчивого спроса находятся на неприоритетных местах или не выставляются вовсе. Это может происходить из-за того, что сотрудники аптеки считают, что препарат и так спросят, если будет нужно. Однако это мнение ошибочно, так как многие посетители предпочтут просто уйти.

Иногда проблема заключается в плохой расстановке приоритетов — на видные места ставят препараты парафармации, в то время как лекарственные препараты находятся в слабых с точки зрения продаж зонах.

Хорошая выкладка

Плохая выкладка

Неэффективная категоризация и рубрикация витрин

Рубрикаторы — это название категории товарной группы, которое находится на видном месте витрины или шкафа с товарами. Его задача заключается в облегчении поискать нужного покупателю лекарственного препарата.

В некоторых аптеках про него совсем забывают, что усложняет процесс поиска и выбора лекарств для покупателей. Не очень эффективно работают рубрикаторы со специальными медицинскими терминами, например такими как «гипотензивные средства» — непонятными для большинства посетителей аптеки.

Как решить проблему с оформлением?

Итак, проблема выявлена — витрины работают неэффективно, над ними нужно поработать. Как правильно их оформить и на что обратить особое внимание?

Приоритеты зон выкладки с учетом удобства для покупателя

Прежде всего необходимо сделать нахождение покупателя в аптеке комфортным и полезным. Важную роль в этом играет обеспечение удобного обзора товаров. При расстановке товаров необходимо учитывать рекомендации мерчандайзинга, «горячие» и «холодные» зоны аптеки. Наиболее комфортной высотой для выкладки товаров для большинства покупателей является высота в 1-1.7 метра. На ней можно разместить приоритетные с точки зрения продаж препараты.

Аптечные витрины следует оформлять в едином стиле, мотивирующем посетителей на совершение покупки и изучение ассортимента. Будут полезны лаконичные призывы к покупке, размещение информации о скидках и акциях.

Чтобы сотрудники аптеки точно придерживались правилам оформления, будет полезно выпустить внутренний приказ с перечислением требований по оформлению витрин.

Четкие и понятные рубрики

Использование рубрикаторов значительно облегчает для покупателей процесс поиска нужного препарата. Рубрикаторы можно составлять по принципу действия лекарственных препаратов, стране производства, способам употребления или заболеваниям, при которых будут полезны.

На каждой полке должны находится хорошо читаемые и понятные покупателям рубрикаторы, выполненные в одном стиле. Недопустимо применение сложных медицинских терминов (например, «антигельминтные» или «гепатопротекторы»). Однако и совсем упрощать тоже не стоит, так как многие лекарства эффективны в разных случаях («от головной боли» — обезболивающие могут помочь и при других видах боли). Хорошими вариантами для рубрикаторов будут «противовоспалительные», «гомеопатические лекарственные средства» и так далее.

Интересно выглядят рубрикаторы, в которых собраны препараты для решения определенных задач, например «здоровье женщины» или «забота о младенце». Для них можно подобрать несколько наиболее продаваемых позиций.

Полный отказ от использования рубрикации оправдывает себя в редких случаях, например, в аптеках с очень маленькой витринной площадью.

Без рубрикатора

С рубрикатором

Разделение БАД и лекарственных средств

Особенности российского нормативного регулирования предполагают раздельную выкладку БАД и лекарственных средств для наружного и внутреннего применения. Поэтому для размещения БАД потребуются отдельные витринные пространства, которые имеют сопроводительную надпись «Биологически активные добавки к пище».

До 01.01.2021 требования по хранению, транспортировке, продаже и содержанию информации о БАД можно было найти в главе VII «Требований к обороту биологически активных добавок к пище» СанПин 2.3.2.1290-03. Однако этот акт не регламентировал размещение такого товара в рамках одной витрины. Сегодня на оборот БАД распространяются требования СП 2.3.6.3668–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

Обратите внимание, требование СанПиН 2.3.2.1290–03 об обязательном использовании бумажных стеллажных карт при хранении БАД больше не имеет юридической силы.

Выделить рубрики парафармации

Парафармация очень чувствительна к расположению на витринах и при правильном представлении может принести аптеке дополнительную прибыль. Однако важно помнить, что на неё приходится всего 20% всего оборота аптеки — большая часть посетителей приходит для покупки лекарственных препаратов, поэтому они должны занимать ключевое место в выкладке.

Будет полезно разместить товары из группы парафармации в «тёплых» зонах витрин, тщательно продумать их расположение в рубриках.

Правильные акценты на товарах

На витрине необходимо выделить товары, уровень продаж которых зависит от их представления. В частности, это относится к товарам, которые покупают импульсно: детские товары, косметика и так далее.

Будет полезно акцентировать разрекламированные безрецептурные лекарства, о которых посетители вспоминают в первую очередь, если нужно что-то купить от насморка, головной боли или тяжести в животе. Обычно они имеют довольно высокую стоимость, но это мало влияет на их популярность. Рядом с «лидером» продаж будет полезно разместить менее известную и популярную продукцию — для тех, кто не готов покупать дорогие и разрекламированные препараты.

Как показывает практика, посетители обращают больше внимания на товары, расположенные около рубрикатора — в данном случае он будет выступать в качестве ориентира. Это хороший вариант для лекарственных препаратов, которые находятся на верхних или нижних полках, так как рубрикатор поможет привлечь к ним дополнительное внимание. Похожим образом работает размещение менее известных товаров с самыми ходовыми препаратами фармацевтической группы.

При расстановке товаров на витринах необходимо помнить про сезонный спрос — отдельные категории лекарственных препаратов популярны строго в определённый сезон. Например, противопростудные препараты покупают поздней осенью или зимой, защиту от солнца летом. При правильном организации выкладки сезонные предложения размещают в «горячей» зоне, которую посещают все покупатели.

О чем не нужно забывать?

  • На полках витрин нельзя оставлять пустые места, но и забивать каждый сантиметр тоже не следует;
  • Упаковки товаров нужно размещать лицевой стороной к покупателям;
  • Следует обратить внимание на ценники — они не должна закрывать материал;
  • На витрине недопустимо размещать одинаковые упаковки с разными ценами.

Правильно оформленная витрина вызывает доверие посетителей и облегчает работу фармацевтов. В свою очередь, довольные покупатели вернутся снова и порекомендуют аптеку своим знакомым.