Вернуться в Статьи

Сезонные товары в аптеке

Количество просмотров 3 473

Содержание

Зачем учитывать сезонность при планировании ассортимента в аптеке?

Сезонность — это изменение спроса и предложения в зависимости от времени года. Здесь важно понимать, что на изменения влияет не только сам по себе сезон, но и сопутствующие факторы.

К сопутствующим факторам, которые могут влиять на сезонный спрос на товары, относятся:

  • эпидемии (например, гриппа, ОРЗ или ОРВИ);
  • тренды на то или иное лекарство (например, на определенные витаминные комплексы);
  • форс-мажорные ситуации (например, пожары летом повышают спрос на средства для защиты органов дыхания);
  • активная реклама со стороны производителей.

Если формировать ассортимент с учетом этих факторов, можно увеличить товарооборот и избежать убытков. Грамотная ассортиментная политика приводит к тому, что на складе не остается невостребованного товара и повышается лояльность потребителя. Более подробно принципы формирования ассортимента мы рассмотрели в статье «Ассортимент лекарственных средств».

Может сработать закон привыкания: если, например, в сезон простуды, клиент дважды пришел в аптеку и купил нужный препарат, в следующий раз он точно обратится сюда же.

Распределение аптечного товара по сезонам

Приведем таблицу, в которой отметим сезонные группы препаратов и причины, почему реализация перечисленных лекарств может иметь зависимость от времени года.

Сезон

Категория лекарственных средств

Причина

Осень-зима

Противовирусные, противовоспалительные и жаропонижающие

Эпидемии респираторных и вирусных заболеваний

Сосудосуживающие препараты от насморка

Витамины

Мало овощей и фруктов для естественного поддержания иммунитета, требуется дополнительное поступление витаминов и микроэлементов

Осень, май-июнь

Седативные

Перепады настроения из-за сокращения светового дня и недостатка солнечного света

Вступительные и выпускные экзамен у школьников и студентов

Осень-весна

Антацидные и противоязвенные

Обострение хронических язвенных заболеваний

Весна-лето

Антигистаминные

Обильное цветение растений и укусы насекомых

Противогрибковые

Отпуска, отдых в общественных местах

Лето

Йод

Лейкопластырь

Перекись водорода

Бинты

Травмы и ссадины во время активного отдыха и поездок на природу

Противовоспалительные от боли в горле

Ангина из-за кондиционеров, мороженого и холодных напитков

Средства для поддержания работы сердца

Высокие температуры, жара

Средства от ожогов

Солнечные ожоги

Косметические средства: солнцезащитные кремы и спреи, товары для депиляции, дезодоранты

Активное солнце, требующее гигиены, ухода и защиты кожи

Август-сентябрь

Препараты от кишечной инфекции

Урожай на огородах, покупка овощей и фруктов с рук

Детские БАДы для поддержания остроты зрения и работы мозга

Подготовка детей к школе

Таблица показывает, что для оценки сезонности товаров нужно учитывать условия и образ жизни потребителей Например, в северных регионах спрос на солнцезащитные средства даже летом будет ниже, чем в южных. Чтобы правильно сформировать сезонный ассортимент, важно подходить к вопросу комплексно и всесторонне.

Вебинар по теме
Лечение пациентов с болью в ушах: выбор топических препаратов

Светлана Алексеенко, д.м.н, доцент, детский оториноларинголог-сурдолог

Что такое коэффициент сезонности товара для аптеки

Коэффициент или индекс сезонности — это величина, которая показывает, как меняются продажи товара в определенный период.

Способов расчета коэффициента сезонности много, приведем наиболее распространенный.

Шаг 1. Рассчитать средний объем продаж товара по месяцам за три года:

Шаг 2. Рассчитать коэффициент сезонности месяца по формуле:

коэффициент сезонности месяца = продажи этого месяца / средние продажи за год

Из примера следует, что в 2021 году наибольший спрос на товар пришелся на период с апреля по июнь, пик продаж — в мае.

При расчете коэффициента важно смотреть показатели за несколько лет, чтобы нивелировать влияние случайных факторов, например, сбои в поставках или дефицит какого-либо лекарства. В таком случае нужно рассчитать средний коэффициент сезонности по каждому месяцу.

При этом расчет делать лучше не для конкретного товара, а для товарной категории.

Сезонная выкладка товаров в аптеке

При размещении сезонных товаров используют традиционные правила и технологии мерчендайзингаМерчандайзинг (от англ. merchandising) — это деятельность, которая направлена на эффективную демонстрацию продукции покупателям.Подробнее:

  • препараты располагают в прикассовой зоне и в витрине на наиболее привлекательной высоте — 1-1,7 м;
  • если разместить сезонные товары в «холодных» и «теплых» зонах аптеки, повысится число спонтанных покупок — сезонные товары будут привлекать к ним внимание;
  • нельзя выкладывать в витрине слишком много товаров, потребитель растеряется и ничего не купит.

Спрос на сезонные товары повышается, если в аптеке предлагают скидки или проводят акции, например, «2 по цене 1». Число продаж увеличивается, когда фармацевт сам предлагает потребителю купить препараты.

Несколько слов в заключение

СезонностьСезонность — это изменение спроса и предложения в зависимости от времени года. Здесь важно понимать, что на изменения влияет не только сам по себе сезон, но и сопутствующие факторы.Подробнее — важный фактор в товарообороте аптеки. Если планировать ассортимент с учетом времени года и особенностей спроса на конкретной точке, можно обеспечить стабильный доход и свести к минимуму убытки.

Источники:
Пашутин С. Б. «Аптека: работа с сезонным ассортиментом» — Информационный портал «Мудрый Юрист»
«Тайны фармацевта: «Моду на лекарства диктует телевидение» — Амурская правда, выпуск 23.06.2015 г.
Статья: Сезонная выкладка товара в аптеке
Статья: Коэффициент сезонности: как рассчитать

Знания из этой статьи помогут пройти Тест «Антигистаминные/противоаллергические препараты»

Онлайн-тест

Тест «Антигистаминные/противоаллергические препараты»

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров