Сезонные товары в аптеке
Экономическая эффективность аптеки во многом зависит от того, насколько правильно руководство планирует ассортимент. На ассортиментную политику влияет много факторов, в том числе сезонность. В статье расскажем, что такое сезонность в фармакологической отрасли и почему ее важно учитывать. Мы приведем категории товаров, продажи которых зависят от сезонов, раскроем понятие «коэффициент сезонности», дадим пошаговую инструкцию, как его рассчитать и использовать в маркетинге.
Зачем учитывать сезонность при планировании ассортимента в аптеке?
Сезонность — это изменение спроса и предложения в зависимости от времени года. Здесь важно понимать, что на изменения влияет не только сам по себе сезон, но и сопутствующие факторы.
К сопутствующим факторам, которые могут влиять на сезонный спрос на товары, относятся:
- эпидемии (например, гриппа, ОРЗ или ОРВИ);
- тренды на то или иное лекарство (например, на определенные витаминные комплексы);
- форс-мажорные ситуации (например, пожары летом повышают спрос на средства для защиты органов дыхания);
- активная реклама со стороны производителей.
Если формировать ассортимент с учетом этих факторов, можно увеличить товарооборот и избежать убытков. Грамотная ассортиментная политика приводит к тому, что на складе не остается невостребованного товара и повышается лояльность потребителя. Более подробно принципы формирования ассортимента мы рассмотрели в статье «Ассортимент лекарственных средств».
Может сработать закон привыкания: если, например, в сезон простуды, клиент дважды пришел в аптеку и купил нужный препарат, в следующий раз он точно обратится сюда же.
Распределение аптечного товара по сезонам
Приведем таблицу, в которой отметим сезонные группы препаратов и причины, почему реализация перечисленных лекарств может иметь зависимость от времени года.
Сезон |
Категория лекарственных средств |
Причина |
---|---|---|
Осень-зима |
Противовирусные, противовоспалительные и жаропонижающие |
Эпидемии респираторных и вирусных заболеваний |
Сосудосуживающие препараты от насморка |
||
Витамины |
Мало овощей и фруктов для естественного поддержания иммунитета, требуется дополнительное поступление витаминов и микроэлементов |
|
Осень, май-июнь |
Седативные |
Перепады настроения из-за сокращения светового дня и недостатка солнечного света Вступительные и выпускные экзамен у школьников и студентов |
Осень-весна |
Антацидные и противоязвенные |
Обострение хронических язвенных заболеваний |
Весна-лето |
Антигистаминные |
Обильное цветение растений и укусы насекомых |
Противогрибковые |
Отпуска, отдых в общественных местах |
|
Лето |
Йод Лейкопластырь Перекись водорода Бинты |
Травмы и ссадины во время активного отдыха и поездок на природу |
Противовоспалительные от боли в горле |
Ангина из-за кондиционеров, мороженого и холодных напитков |
|
Средства для поддержания работы сердца |
Высокие температуры, жара |
|
Средства от ожогов |
Солнечные ожоги |
|
Косметические средства: солнцезащитные кремы и спреи, товары для депиляции, дезодоранты |
Активное солнце, требующее гигиены, ухода и защиты кожи |
|
Август-сентябрь |
Препараты от кишечной инфекции |
Урожай на огородах, покупка овощей и фруктов с рук |
Детские БАДы для поддержания остроты зрения и работы мозга |
Подготовка детей к школе |
Таблица показывает, что для оценки сезонности товаров нужно учитывать условия и образ жизни потребителей Например, в северных регионах спрос на солнцезащитные средства даже летом будет ниже, чем в южных. Чтобы правильно сформировать сезонный ассортимент, важно подходить к вопросу комплексно и всесторонне.
Что такое коэффициент сезонности товара для аптеки
Коэффициент или индекс сезонности — это величина, которая показывает, как меняются продажи товара в определенный период.
Способов расчета коэффициента сезонности много, приведем наиболее распространенный.
Шаг 1. Рассчитать средний объем продаж товара по месяцам за три года:
Шаг 2. Рассчитать коэффициент сезонности месяца по формуле:
коэффициент сезонности месяца = продажи этого месяца / средние продажи за год
Из примера следует, что в 2021 году наибольший спрос на товар пришелся на период с апреля по июнь, пик продаж — в мае.
При расчете коэффициента важно смотреть показатели за несколько лет, чтобы нивелировать влияние случайных факторов, например, сбои в поставках или дефицит какого-либо лекарства. В таком случае нужно рассчитать средний коэффициент сезонности по каждому месяцу.
При этом расчет делать лучше не для конкретного товара, а для товарной категории.
Сезонная выкладка товаров в аптеке
При размещении сезонных товаров используют традиционные правила и технологии мерчендайзингаМерчандайзинг (от англ. merchandising) — это деятельность, которая направлена на эффективную демонстрацию продукции покупателям.Подробнее:
- препараты располагают в прикассовой зоне и в витрине на наиболее привлекательной высоте — 1-1,7 м;
- если разместить сезонные товары в «холодных» и «теплых» зонах аптеки, повысится число спонтанных покупок — сезонные товары будут привлекать к ним внимание;
- нельзя выкладывать в витрине слишком много товаров, потребитель растеряется и ничего не купит.
Спрос на сезонные товары повышается, если в аптеке предлагают скидки или проводят акции, например, «2 по цене 1». Число продаж увеличивается, когда фармацевт сам предлагает потребителю купить препараты.
Несколько слов в заключение
СезонностьСезонность — это изменение спроса и предложения в зависимости от времени года. Здесь важно понимать, что на изменения влияет не только сам по себе сезон, но и сопутствующие факторы.Подробнее — важный фактор в товарообороте аптеки. Если планировать ассортимент с учетом времени года и особенностей спроса на конкретной точке, можно обеспечить стабильный доход и свести к минимуму убытки.
Источники:
Пашутин С. Б. «Аптека: работа с сезонным ассортиментом» — Информационный портал «Мудрый Юрист»
«Тайны фармацевта: «Моду на лекарства диктует телевидение» — Амурская правда, выпуск 23.06.2015 г.
Статья: Сезонная выкладка товара в аптеке
Статья: Коэффициент сезонности: как рассчитать
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.