Дефектура лекарственных препаратов
Дефектура товаров в аптеке — важная часть этапа построения эффективного отдела продаж. В статье мы рассмотрели особенности дефектуры, причины её возникновения. Обратите внимание на принципы работы с дефектурой.
Полнота ассортимента — важный фактор, который влияет на лояльность и удовлетворенность клиентов фармацевтической организации, прибыльность аптеки в целом. Возникновение дефектуры может негативно повлиять на показатели продаж, а также в некоторых случаях стать причиной недовольства покупателей.
Дефектура — это понятие, которое отражает отсутствие в аптечной организации товаров, необходимых покупателям.
Можно выделить несколько видов дефектуры:
- Локальная. Товар отсутствует только в конкретной аптеке.
- Региональная. Товар отсутствует в ассортименте региональных дистрибьюторов.
- Глобальная. Товар снят с производства или полностью отсутствует в стране, хотя имеет спрос.
Работа с дефектурой предполагает организацию контроля наличия лекарственных средств в аптеке, оценку запросов посетителей и своевременный заказ недостающих позиций.
Почему может возникать дефектура?
Есть внешние и внутренние причины возникновения дефектуры. К внешним причинам относятся факторы, вызванные воздействием извне, на которые сотрудники аптеки никак не могут повлиять. В качестве примера можно привести брак серий лекарственных препаратов, ограничения на ввоз в Россию иностранных лекарств, перерегистрацию и так далее.
Пример: введение новой системы маркировки создало дефицит многих лекарств на рынке в целом.
Внутренние причины вызваны ошибками в работе сотрудников аптеки. Обычно они связаны с недостаточным пониманием потребностей покупателей или с недоработками управления ассортиментом. В эту группу входят ошибки в поддержании достаточного запаса лекарственных препаратов или ошибки в системе заказа, игнорирование запросов клиентов.
Пример: покупатели часто спрашивают препарат, отсутствующий в ассортименте, а сотрудники аптечной организации не вносят его в список для заказа.
Важно понимать, что современный ассортимент препаратов может включать сотни тысяч наименований. По этой причине далеко не все лекарства, которые может запрашивать покупатель, могут быть представлены в розничной продаже. Из-за этого нулевая дефектура принципе не может быть представлена.
Почему важно отслеживать дефектуру в аптеке?
Отсутствие или неправильный учёт дефектуры может:
- Оттолкнуть покупателя. Чаще всего это происходит, если в аптеке наблюдается постоянная дефектура наиболее ходовых позиций. Постоянно не находя нужных лекарств, посетители аптеки предпочтут в следующий раз обратиться в другую организацию.
- Сделать ассортимент неполноценным. Если посетители аптеки часто спрашивают определённые марки при их отсутствии, это может говорить о плохой проработке категорийности и работе со спросом в целом.
- Создать неправильный расчёт при заказе позиций. Многие аптеки заказывают товары по учёту программы — если за месяц ушла одна позиция, программа предлагает заказать ещё одну позицию. При этом не учитывается, что покупатели спросили товар 4 раза за месяц, когда его уже не было в ассортименте. Это значит, что количество заказываемого товара необходимо увеличить.
Проработка этих моментов может повысить удовлетворенность посетителей и увеличить прибыльность аптеки.
Как работать с дефектурой?
Прежде всего, важно следить за обстановкой на фармацевтическом рынке в целом. Иногда препарат отсутствует из-за глобальных причин, не связанных с аптекой. В этом случае важно мягко объяснить ситуацию покупателям и, при возможности, предложить альтернативу.
Пример: в разгар пандемии в 2020 году из ассортимента многих аптек пропали некоторые антибиотики, которые наиболее часто назначались врачами. У многих клиентов это вызывало негативную реакцию, особенно в условиях сильного эмоционального напряжения.
Дефектуру препаратов следует тщательно фиксировать в специальных программах или журнале учёта дефектуры. Они помогут оперативно определять и «закрывать» отсутствующие позиции. Если лекарственный препарат отсутствует в ассортименте по причине отсутствия поставщиков, журнал дефектуры поможет это определить и снять ответственность за это с работников.
При анализе дефектуры будет полезен АВС-анализ, в основе которого лежит принцип Парето: 20% товаров дают 80% прибыли аптеки. Для этого товарные запасы нужно разделить на три группы:
- А — 20% товаров, на которые приходится 80% продаж.
- В — 30% товаров, на которые приходится 15% продаж.
- С — 50% товаров, на которые приходится 5% продаж.
Важно полностью исключить отсутствие в ассортименте товаров группы А! Возможно эпизодическое отсутствие товаров из группы В, допустима дефектура товаров из группы С. В среднем оптимальный объем товарных позиций насчитывает 2 000-3 000 наименований.
Отдельно следует обратить внимание на дефектуру товаров, которые оцениваются по количеству проданных упаковок. К ним относится цитрамон, анальгин, валидол и другие, которые в среднестатистической аптеке покупают до 1 000 раз в месяц. Если каждый день 20-30 покупателей не смогут их приобрести, это может негативно сказаться на товарообороте и репутации аптеки.
Работая с дефектурой важно следить за причинами её возникновения, выявлять особенности проявления и корректировать процесс пополнения ассортимента. Сначала следует проанализировать причины и вид дефектуры, определить оптимальный метод её борьбы.
Пример: в аптеке отсутствует новый популярный спрей от насморка, который часто спрашивают покупатели. В результате анализа можно выявить, что это локальная дефектура, вызванная внутренними причинами — фармацевты не фиксировали запросы и не заказали товар у поставщика. Решение: добавить дефектурную позицию в следующий заказ.
Несколько слов в заключение
Сегодня дефектура препаратов может быть вызвана множеством причин, в том числе сложностями с регистрацией и перерегистрацией лекарств, введением новых правил проведения клинических исследований, изменением таможенного законодательства.
Отслеживание изменений фармацевтического рынка и общение с дистрибьюторами помогает заранее узнать о возможном дефиците конкретных препаратов и создать запас товара.
Однако не всегда получается создать достаточный запас дефицитных лекарств, поэтому важно научить фармацевтов обрабатывать запросы недостающих лекарств, например, предлагая их аналоги. В этом важную роль играет профессионализм специалистов аптеки и их умение работать с покупателями. Грамотная рекомендация и замена недостающих препаратов позволит аптеке уменьшить убытки, вызванные дефектурой, и повысить лояльность клиентов.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.