Все статьи

Факторы и стадии карьерного роста. Как строится карьера специалиста?

Теги статьи Профессия

924

30.08.2022

Карьерный рост — вопрос, который волнует многих людей на разных этапах профессионального развития. В статье мы расскажем, чем отличается карьерный рост от профессионального, какие его виды бывают. Кроме этого мы раскрыли внутренние и внешние факторы, которые могут повлиять на карьеру специалиста в аптеке.

Содержание

Карьера — это профессиональное развитие специалистов в рамках определенного вида деятельности. Представляет собой комплекс суждений, которые отражают профессиональные перспективы лица и варианты для его самореализации и удовлетворения от рабочей деятельности.

Карьерный рост не обязательно предполагает постоянное перемещение по «карьерной лестнице» в рамках компании. Помимо этого он может включать достижение лучших финансовых возможностей или желанного социального статуса, возможности оказывать влияние на людей и так далее.

Разница между карьерным и профессиональным ростом

В случае карьерного роста речь идёт о желании сотрудника двигаться вверх по лестнице организационной иерархии, получая новые должности, полномочия и возможности. Как правило, карьерный рост проявляется более выражено в виде особого статуса сотрудника, более высокой заработной платы и других привилегий.

Профессиональный рост предполагает расширение компетенций и повышение квалификации сотрудника, их более глубокое погружение в свою сферу деятельности. Он проявляется в виде более быстрого и качественного выполнения рабочих задач, увеличения востребованности сотрудника и так далее.

В идеальной ситуации карьерный и профессиональный рост связаны друг с другом. В этом случае по мере роста квалификации специалиста развивается его карьера. Сотрудник получает новые должности, а работодатель — опытного специалиста.

Виды карьерного роста

В зависимости от направления построения карьеры специалиста, можно выделить два основных вида:

  • «вертикальная карьера» — признание специалиста и финансовое развитие происходит за счёт повышения в должности;
  • «горизонтальная карьера» — признание специалиста и финансовое развитие происходит за счёт улучшения профессиональных навыков, перемещения между организациями с сохранением должности.

Существует подтип классического «вертикального» карьерного роста в виде «диагональной карьеры» . В этом случае специалист получает повышение при смене организации, устраиваясь на более высокую должность.

В обществе пользуется популярностью концепция «вертикальной карьеры», которая оценивает достижения специалиста от уровня карьерной лестницы, на котором он находится. Это проявляется в желании многих специалистов занять должность крупного руководителя, например заведующего аптекой или директора аптечной сети.

Однако далеко не все понимают, что высокая должность сопряжена с большой ответственностью, требует наличия высокой квалификации и определенных навыков, в том числе социальных, и психологической устойчивости.

Сегодня есть множество тестов, которые помогут специалисту оценить себя, как потенциального руководителя. Например, можно использовать тест на командные роли на базе теста Рэймонда Мередита Белбина.

Индивидуальный план развития

Вебинар по теме

Внешние и внутренние факторы карьерного роста

Возможность развития профессиональной карьеры специалиста зависит от целого ряда факторов.

Внешние факторы карьерного развития

К внешним факторам относятся обстоятельства, на которые человек не может влиять:

  • специальные факторы — зависят от работы: руководство аптеки, уровень коммуникаций внутри компании, условия труда, правовые нормы, специфика кадровой политики и так далее;
  • общие социальные факторы — обстоятельства, которые не зависят от профессиональных взаимоотношений: государство, культурное развитие его граждан, отношения внутри семьи и так далее.

К примерам таких факторов можно отнести невозможность получить должность из-за отсутствия достаточного опыта работы (в годах).

Внутренние факторы карьерного развития

К внутренним факторам относятся обстоятельства, на которые специалист способен повлиять, например его внутренняя мотивация или знания. Эта категория включает:

  • опыт и знания — без них у специалиста может не хватать компетенции для выполнения функций руководителя;
  • профессиональная заинтересованность — отсутствие желания развиваться и выполнять рабочие задачи может помешать развитию карьеры;
  • «soft skills» — руководящие должности требуют умения находить выход из конфликтов и коммуницировать с разными людьми, обладать высокой стрессоустойчивостью;
  • личностные качества — решительность, заинтересованность в работе, ответственность и так далее.

Будет полезно заранее узнать, какие именно навыки будут полезны на желаемой должности, и постараться их развить.

Качества, которые мешают карьерному росту

Выученная беспомощность

Это качество мешает увидеть связь между прикладываемыми усилиями и результатом труда. Такой сотрудник винит в неудачах окружение и не готов работать над собой.

Для выученной беспомощности характерны:

  • страх ответственности;
  • боязнь новых задач и возможностей;
  • отказ от свободного выбора;
  • безынициативность.

Такой специалист старается избегать задач, которые не получилось сделать ранее. Например, из-за отказов он прекращает поиск новой, более комфортной работы. Сотрудник, ориентируясь на предыдущий отрицательный опыт, постоянно ожидает неудачи.

Чтобы бороться с таким состоянием следует учиться нести ответственность за свое поведение и действия. Важно помнить, что любой провал — это опыт, а достигнутые цели — заслуга.

«Синдром утёнка»

Для этого синдрома характерна слишком позитивная оценка первого объекта при заниженной оценке следующих. Например, такой сотрудник будет возвышать заслуги первого заведующего, у которого он работал, даже если тот плохо справлялся со своими обязанностями, и принижать достоинства последующих.

Для «синдрома утенка» характерны:

  • негативное восприятие всего нового;
  • отсутствие критики к привычным вещам и действиям;
  • преувеличение ценности прошлого.

Чтобы избавиться от этого состояния, важно признать наличие проблемы, после чего постепенно перестраивать свое отношение к новому. Будет полезно проанализировать свое отношение к прошлому, определить, как оно влияет на настоящее.

Синдром самозванца

Это часто встречающаяся проблема, при которой специалист принижает свои заслуги и считает, что успешному достижению целей от обязан удаче или внешним факторам.

Для синдрома самозванца характерны:

  • уверенность, что личные заслуги — результат удачного совпадения;
  • страх разоблачения;
  • боязнь сложных задач из-за недооценки своих компетенций;
  • необъективная оценка своих достижений;
  • неприятные ощущения после похвалы.

Такие специалисты могут долго оставаться не одной должности, они не готовы к открывающимся перед ними возможностям. Для борьбы с синдромом самозванца будет полезно записывать свои достижения и определять внутренние причины, которые помогли их достигнуть.

Этапы карьерного роста

Карьера состоит из нескольких базовых этапов, которые имеют свои особенности и обычно привязаны к определённому возрасту.

Подготовительный этап — 18-22 лет. Будущий специалист получает образование, набирает базовые знания и компетенции.

Адаптационный этап — 22-30 лет. Сотрудник погружается в профессию, приобретает квалификацию и необходимые компетенции. Он утверждается в выбранной сфере и формирует желание строить карьеру, выбирает её направление.

Стабилизационный этап — 30-40 лет. В это время работник выстраивает жизненные ориентиры, идентифицирует себя как подчинённого или руководителя. Некоторые специалисты на этом этапе чувствуют себя комфортно в своей должности, другие начинают стремиться к карьерному росту и, при необходимости, меняют место работы.

Консолидирующий этап — 40-50 лет. Специалист начинает определять свои пределы. Достигшие успеха сотрудники гордятся собой и своими достижениями, готовые к карьерному росту — совершают рывок для развития, другие строят «горизонтальную карьеру».

Оценка возможностей карьерного развития

Руководящая должность подходит не всем сотрудникам. Кроме знаний и опыт следует развивать и другие навыки, например организационные способности для работы с коллективом.

Для определения необходимых навыков будет полезно сделать матрицу компетенций, в которой следует указать имеющиеся навыки и необходимые, для желаемой должности. Проведя оценку, можно составить программу для личного развития. Для этого можно подобрать специальные курсы и тренинги, которые помогут развить недостающие компетенции.

Источник

Проверь знания по статье

Другие статьи по теме «Профессия»

Смотреть все

Мы в Telegram

Присоединяйтесь и станьте частью нашего сообщества!

Перейти

Комментарии

Количество комментариев 8

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

  • Людмила Ж. Эркафарм

    Спасибо!

  • Лариса С. РИТМ (БРЯНСК)

    Все классно, правильно, очевидно, но всему мешает КУМОВСТВО. К сожалению, во всех сферах деятельности оно есть.

  • Ирина Д. ВИТАМЕД (КРАСНОЯРСК)

    спасибо

  • Елена Ч. ГБУЗ СОКЦ СПИД

    Отлично спасибо