Фармацевтическое право и законодательство

131

Ежегодно принимается много новых законов, регулирующих фармацевтическую отрасль. Их объем позволяет говорить о возможном скором возникновении обособленного вида права — фармацевтического. Оно будет регулировать связи и взаимоотношения как отдельных субъектов (врачи, фармацевты и провизоры, пациенты и так далее), так и их совокупности (аптеки, медицинские учреждения, фармацевтические организации и так далее).

Фармацевтическое право — система регулирования правовых отношений в сфере фармацевтической деятельности и организации лекарственного обеспечения. В России фармацевтическое право только начинает развиваться, поэтому его часто относят к подсистеме медицинского права.

В нашей статье мы рассмотрели наиболее важные для аптек правовые основы и аспекты фармацевтического права.

Участники правоотношений в фармацевтическом праве

Главные участники: фармацевтические организации и работники, пациенты, медицинский персонал.

Фармацевтические организации — юридические лица разных организационно-правовых форм (включая индивидуальных предпринимателей), осуществляющие фармацевтическую деятельность.

Помимо них в фармацевтических правоотношениях могут участвовать медицинские и страховые организации, государственные органы регулирования и управления в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ).

Важную роль в фармацевтической отрасли играет государство, которое отвечает за охрану здоровья граждан, гарантирует получение фармацевтической и медицинской помощи. Оно выступает в качестве гаранта для предоставления льготного и бесплатного лекарственного обеспечения отдельным категориям лиц. Помимо этого оно определяет обязательные стандарты оказания медицинской помощи, которая включает использование определенной группы лекарственных средств.

В компетенцию государства входит установление и выдача разрешений на осуществление фармацевтической деятельности. К ним относятся сертификаты, лицензии, дипломы и другие документы, которые позволяют специалистам или организациям вести деятельность в фармацевтической отрасли.

Помимо этого государство определяет список надзорных организаций, делегирует полномочия субъектам РФ и привлекает к ответственности лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов граждан.

Влияние общеправовых принципов на фармацевтическое право

Так как фармацевтическое право входит в государственную правовую систему, на него распространяются общие принципы права, закрепленные в Конституции РФ.

Принципы права — основные идеи и положения, которые содержат требования к справедливости, свободе, равенству и защищённости человека.

В правоприменительной практике не используются законы, которые противоречат этим принципам. Рассмотрим их подробнее.

Принцип гуманизма — между индивидами, государством и обществом должны выстраиваться отношения, основанные на уважении личности и человеколюбии. Должны быть созданы условия для нормального существования и развития человека. Приоритет направлен на свободы и права.

Фармацевтический персонал оказывает помощь людям с подбором и предоставлением лекарственных препаратов. Его основная задача заключается в сохранении здоровья человека и улучшении его самочувствия, необходимых для комфортного существования.

Консультационные услуги и фармацевтическая помощь оказывается всем покупателям, независимо от их политических или религиозных убеждений, пола и возраста, социального статуса и имущественного положения.

При этом сам фармацевт выступает гарантом безопасности лекарственных препаратов для здоровья человека, их качества и эффективности.

Принцип народовластия и демократии — широкие слои населения могут участвовать в обсуждении и принятии нормативных актов, оказывать влияние на их содержание и практическое применение.

Принятие законов в фармацевтической сфере широко обсуждается и общественностью. Во многом этому способствует использование Интернета.

В качестве примера можно привести Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 N 61-ФЗ, проект которого был неоднократно дополнен и изменён по рекомендациям специалистов фармацевтической отрасли.

Принцип законности — все субъекты отношений должны неуклонно и точно соблюдать положения нормативных актов. Они, в свою очередь, не должны противоречить друг другу и должны соответствовать Конституции РФ и объективным закономерностям общественного развития, обеспечивать верховенство закона.

Все участники правоотношений в области фармацевтики должны чётко исполнять предписанные законом требования.

Например, законно осуществлять фармацевтическую деятельность аптека может только после получения лицензии и при соблюдении лицензионных требований. Это правило распространяется на все организации, отпускающие лекарственные препараты.

Принцип социальной справедливости —все граждане должны иметь равные правовые возможности для достижения определенных результатов в разных сферах деятельности. В отношении малообеспеченных лиц (например пенсионеров, многодетных семей и так далее) действуют законы, которые помогают им получить достойный уровень жизни.

В фармацевтической отрасли для этого издаются законы о льготном и бесплатном отпуске лекарственных препаратов, а также отдельные нормативные акты о закупках лекарств для лечения пациентов с гемофилией, муковисцидозом и другими сложными заболеваниями.

Задачи и функции фармацевтического права

Новая правовая отрасль призвана решить несколько глобальных задач:

  1. Описание принципов ведения фармацевтической деятельности и функционирования системы, отвечающей за лекарственное обеспечение населения, в рамках государственно-правовой действительности. Для этого требуется глубокое теоретическое освоение сферы, изучение её особенностей и нюансов.
  2. Создание ориентира и базы для других дисциплин, включая разные разделы управления и экономики фармации. Фармацевтическое право опирается на методологию юриспруденции в целом, перенося её на всю сферу в целом.
  3. Прогноз тенденций развития государственно-правовой действительности в области фармацевтического права.
  4. Предоставление помощи работникам медицинской и фармацевтической отраслей в их ежедневной работе. В частности, изучение фармацевтического права помогает специалистам, управляющим аптечной организацией и отвечающим за лекарственное обеспечение населения.

Основополагающие документы

Медицинское право, к которому относится фармацевтическое, опирается на ряд источников:

  • Конституция РФ;
  • международные договоры, акты и принципы;
  • федеральные и региональные законы;
  • акты Президента или Правительства РФ и другие подзаконные акты;
  • правовые договоры;
  • локальные акты организаций;
  • правовые обычаи.

Источники имеют разные приоритеты. Например, основополагающие значение играет Конституция РФ — все нормативные акты должны учитывать заложенные в ней принципы.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные акты, признанные на территории государства, имеют приоритет над российскими правовыми нормами. Далее следуют законы и подзаконные акты.

Нормативно-правовые акты для деятельности аптеки

  • Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Приказ Минздрава РФ от 11.07.2017 г. N 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 г. N 562н «Об утверждении порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества»;
  • Приказ Минздрава РФ от 26.10.2015 г. N 751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»;
  • Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 г. N 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения»;
  • Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 г. N 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения»;
  • Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»;
  • Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. N 1556 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2463 «Об утверждении правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 г. N 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
  • Постановление Правительства от 15.09.2020 г. N 1447 «Об утверждении правил уничтожения изъятых фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств»;
  • Приказ Минздрава РФ от 22 апреля 2014 г. N 183н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету»;
  • Приказ Минздравсоцразвития от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;
  • Приказ Минздрава РФ от 27 июня 2016 г. N 419н «Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала»;
  • Приказ Минздрава РФ от 12 ноября 2015 г. N 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
  • Приказ Минздрава РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»;
  • СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

Источники:
Статья: Понятие фармацевтического права
Конституция РФ

Скрыть
Зарегистрируйтесь
И станьте участником нашей программы. Проходите уроки, получайте бонусы и подарки
Ведущая платформа для провизоров и фармацевтов
Бесплатный доступ ко всем курсам
Преподают ведущие специалисты в своей области
Участвуйте в балльно-рейтинговой системе и получайте призы