Как быть и что делать, если в аптеке нет сдачи

Количество просмотров 699

Содержание

Законодательная база

Розничную продажу лекарственных препаратов регулирует ст. 426 «Публичный договор» ГК РФ. При совершении покупки и передачи необходимой суммы фармацевту клиент заключает с организацией публичный договор. Если сотрудник аптеки отказывается принять предложенные покупателем средства, связывая это с отсутствием сдачи, это может расцениваться как отказ от заключения договора. Это чревато санкциями в отношении торговой организации.

Наказание за отказ принять оплату регулирует ст. 14.8. «Нарушение иных прав потребителей» КоАП РФ. В качестве санкций выступает административный штраф в размере:

  • 15 000 — 30 000 рублей для должностного лица;
  • 30 000 — 50 000 рублей для юридического лица.

Таким образом, сотрудники аптеки в такой ситуации не могут законно отказать в отпуске товара покупателю.

Какие действия может предпринять фармацевт для предотвращения таких ситуаций?

Прежде всего, следует сообщать руководителю аптеки о подобных ситуациях. Особенно, если появились «постоянные покупатели», которые целенаправленно приходят в аптеку с крупными купюрами и покупают дешёвые товары с целью размена.

В этом случае можно попросить составить чёткий алгоритм действий фармацевта при отсутствии сдачи в аптеке. Как минимум, это привлечёт внимание заведующего к существующей проблеме. Утвержденная руководителем инструкция поможет уменьшить количество спорных ситуаций с покупателями.

Дополнительно можно обсудить эту проблему с коллегами и предложить вариант взаимопомощи, при которой каждая смена старается не оставлять в конце дня кассу без размена.

Типовые ситуации из практики фармацевтов

Конечно, многие покупатели с пониманием относятся к проблеме отсутствия сдачи в аптеке, особенно при текущей популярности безналичной оплаты. Однако есть ряд посетителей, которые готовы скандалить и оставлять жалобы в случаях, если фармацевт не может предоставить сдачу.

Мы собрали самые частые ситуации и способы решения этой проблемы.

Попросить разменять коллег

Если в аптеке единовременно работает сразу несколько сотрудников, можно попросить коллегу разменять деньги в соседнем отделе или магазине. Конечно, для покупателя это означает ожидание, однако закон не создаёт для торговой организации ограничений по сроку выдачи сдачи.

Пример: руководство аптеки передало всю выручку инкассаторам, оставив в кассе 50 рублей. Первый посетитель с крупной купюрой громко выражал свое недовольство и отказывался оплатить покупку картой. За сдачей отправился один из фармацевтов смены, а то время как обслуживающий покупателя работник первого стола уговаривал клиента не оставлять жалобу и немного подождать. О ситуации было рассказано заведующей, в дальнейшем она оставляла деньги на размен при инкассации.

Попросить разменять покупателя

Если перед фармацевтом находится покупатель, который с пониманием относится к ситуации, можно вежливо попросить его разменять крупную купюру самостоятельно или предложить оплатить покупку картой.

Пример: покупательница хотела приобрести недорогие леденцы от кашля и протянула фармацевту купюру в 5 000 рублей. Сдачи в кассе не было, о чем сотрудник первого стола вежливо сообщил покупательнице и предложил оплатить покупку картой. Женщина выразила своё недовольство, но согласилась.

Разменять самостоятельно

В некоторых случаях фармацевты разменивают крупные купюры из своего кошелька, но далеко не всегда есть необходимая сумма.

Продажа дополнительного товара

Если не хватает совсем немного, иногда фармацевты предлагают взять дополнительный товар, например гематоген или антисептик для рук.

Однако в этом случае необходимо быть осторожным, так как некоторые покупатели могут это расценить как нарушение их прав в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.

Запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров.

Навязывание товара может быть зафиксировано в Книге отзывов и предложений. Нарушение п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей чревато административным штрафом в соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП.

Пример: у фармацевта не было сдачи в размере 30 рублей. Он извинился перед покупателем и сказал, что не может дать сдачу, предложив взять гематоген. Покупатель подумал и попросил вместо гематогена дать ему лейкопластырь.

Подарок покупателю

В редких случаях, если покупатель делает совсем маленькую покупку и протягивает крупную купюру, фармацевты дарят товар, докладывая недостающую сумму.

Однако важно помнить, что постоянная оплата чужих покупок из своего кармане не может быть хорошим решением.

Пример: в аптеку около автобусной остановки каждое утро приходил один мужчина, который покупал аскорбинку за 12 рублей и протягивал купюру в 1 000 рублей, получая на сдачу всю мелочь из кассы. Руководитель аптеки не реагировал на ситуацию. Через пару недель фармацевт подарила аскорбинку покупателю, не разменивая его купюру. На следующий день ситуация повторилась. Мужчина понял, что разменивать ему деньги не будут и перестал ходить.

Будем рады узнать ваш опыт и получить ваши рекомендации — что делать в ситуации, когда нет сдачи?

Источники:
Статья: Имеет ли фармацевт право отказать в отпуске, если нет сдачи?