Вернуться в Статьи

Требования к размещению аптеки

Количество просмотров 2 972

Содержание

Одним из важных факторов привлекательности аптеки в условиях современной конкуренции является её местоположение — особенности размещения, которые позволяют потенциальным покупателям приобретать предлагаемые услуги. От выбора расположения зависит её целевая аудитория. Так как открытие точки требует изначальных инвестиций, имеет смысл сразу выбрать место, которое позволит вернуть инвестированные средства максимально быстро.

Демографические особенности района

В первую очередь необходимо определить особенности будущей целевой аудитории, с которой будет работать аптечная организация. К ним относится средний уровень доходов и плотность населения.

Плотность населения включает не только информацию о жителях района, но и данные о количестве работающих людей, которые могут посещать аптеку в рабочее время или на пути домой. При этом следует рассмотреть основные возрастные группы потенциальных покупателей. Например, если аптечная организация находится в спальном районе, её основными покупателями могут быть пенсионеры или родители с детьми. При расположении торговой точки рядом с бизнес-центрами, предпочтения и возможности покупателей будут уже другими. От этого фактора зависят особенности ассортимента.

Информация о среднем уровне дохода целевой аудитории определяет размер наценки и возможности для реализации дорогих товаров, например премиальной аптечной косметики. Если основными покупателями являются пенсионеры, вряд ли получится делать большую наценку на товары — как показывает практика, такая аудитория чувствительно относится к стоимости препаратов и предпочитает делать покупки в отдалённой торговой точке с более низкими ценами.

Однако если рядом расположен солидный бизнес-центр или жилой комплекс комфорт-класса, имеет смысл дополнить ассортимент более дорогими лекарственными препаратами, витаминами и другими дополнительными товарами.

Функциональное месторасположение

Функциональное месторасположение — географическое расположение объекта, которое зависит от его функциональных задач. Оно бывает импульсивным, прерывающим или стимулирующим.

  • Импульсивное — расположение, при котором посетитель заходит в аптеку случайно, без изначального намерения купить лекарственные препараты. Покупка происходит спонтанно и носит случайный характер, так как человек изначально посещает место с другой целью. В качестве примера можно привести точки, расположенные в больницах или гостиницах, аэропортах или на вокзалах. Для такого расположения характерна низкая вероятность повторной покупки. Наиболее востребованы препараты безрецептурного отпуска.
  • Прерывающее — расположение, при котором аптека находится на пути посетителей между двумя точками. Например, на пути от остановки общественного транспорта к его дому, от дома до работы и так далее. Покупка может быть спонтанной (человек по пути домой при виде аптечной вывески решил про запас купить средство против простуды), может быть целенаправленной (зная, что рядом с домом есть аптека, покупатель специально зашёл после работы). Ассортимент напрямую зависит от района и характеристик целевой аудитории. В проходных местах около метро лучший эффект могут обеспечить точки с открытой выкладкой, в то время как в спальном районе более прибыльным может оказаться небольшой аптечный киоск.
  • Стимулирующее — расположение, при котором потребитель изначально был настроен на совершение покупок. Как правило, такие точки располагаются в крупных торговых центрах или магазинах. Клиент заранее настроен на расходы и может купить более дорогие товары. В супермаркетах чаще всего открывают небольшие аптечные киоски, в крупных торговых центрах обычно встречаются большие аптеки с открытой выкладкой (в зависимости от посещаемости центра в целом).

Вебинар по теме

От функционального месторасположения зависит особенности формирования ассортимента и процесс ценообразования. Например, при импульсивном расположении имеет смысл сделать акцент на популярных товарах первой необходимости — противопростудные препараты, обезболивающие средства и так далее. При стимулирующем расположении можно разбавить товары аптечного ассортимента более дорогими позициями.

Уровень конкуренции

Определяя место для аптечной организации необходимо провести анализ расположенных поблизости аптек, а также магазинов, ассортимент которых включает косметические и уходовые средства, продукцию для детей, а также другие товары парафармации.

Рассматривая только аптеки, можно упустить несколько важных конкурентов, которые способны забрать часть потенциальных покупателей. Например, это весьма актуально для аптек, расположенных в спальных районах с большим количеством молодых семей, которые предлагают товары для ухода за детьми (подгузники, детские крема и так далее).

Перспективы развития инфраструктуры

При поиске аптеки посетители отдают предпочтение точкам, которые находятся рядом с их домом и работой, а также другими местами, в которых они часто бывают. Таким образом, аптека должна располагаться в легко доступном месте. В идеале, рядом должны находиться другие магазины или объекты сферы обслуживания — это позволит посетителям за один визит закрыть сразу несколько своих потребностей.

Наибольшую привлекательность с точки зрения размещения имеют места с магазинами высокой проходимости. И наоборот, если в магазинах бывает мало покупателей, такие места следует избегать. Лучше всего располагать аптеки недалеко от продовольственных магазинов.

Следует обратить внимание на расположение остановок общественного транспорта или станций метрополитена. В отдалённых и новых районах будет полезно заранее провести анализ развития инфраструктуры: строительство новых жилых комплексов, поликлиник или больниц, прокладка линий метрополитена, открытие торговых центров и так далее.

Особенности помещения

При выборе здания и конкретного помещения необходимо учитывать санитарные требования к размещению аптечной организации. С 1 января 2021 были введены новые санитарные правила СП 2.1.3678-20, которые включают общие требования и регламенты для отдельных категорий организаций.

В соответствии с общими требованиями здания и помещения должны:

  • иметь системы горячего и холодного водоснабжения, систему канализации. При их отсутствии арендодатель должен оборудовать автономные системы ХВС и ГВС, а также водоотведение;
  • соответствовать гигиеническим нормативам, регулирующим параметры воздухообмена, микроклимата, воды, естественного и искусственного освещения, вибрации, шума и так далее;
  • иметь общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию с естественным побуждением. Для производственных аптек обязательна система с механическим побуждением;
  • иметь ровные стены и пол, без повреждений и дефектов, признаков грибкового поражения или протеканий. Их поверхность должна обладать устойчивостью к воздействию моющих и дезинфицирующих средств;
  • не иметь грызунов или насекомых, а также следов их жизнедеятельности.

Специальные требования регулирует глава V: «Санитарно-эпидемиологические требования при предоставлении услуг аптечными организациями». В соответствии с ними помещения под аптеку могут быть расположены в отдельно стоящем здании или в отдельном блоке в общественном или жилом здании. Высота потолков не должна быть меньше 2,4 м.

Необходимо предусмотреть наличие зоны на погрузки и разгрузки товаров. Например, в многоквартирных домах запрещено разгружаться со стороны здания, в которой находятся входы в квартиры.

Допустимо выбирать помещения без естественного освещения. В этом случае необходимо просто повысить нормируемые показатели искусственной освещенности.

Источники:
Новости Гарант.ру: Новые санитарные требования к аптекам
Методические рекомендации N 97/111 «О принципах размещения фармацевтических (аптечных) организаций и нормативах развития сети аптек, обслуживающих население»
Стратегия фармацевтического маркетинга: размещение аптеки

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров