Эмоциональное выгорание фармацевтов и провизоров — профилактика профессионального синдрома
С проблемой эмоционального выгорания сталкиваются многие сотрудники аптечных организаций. В статье мы рассмотрели основные причины развития профессионального выгорания, описали первые симптомы и признаки, на которые необходимо обратить внимание, а также способы борьбы и профилактику.
В мае 2019 года Всемирная Организация Здравоохранения признала синдром эмоционального выгорания болезнью и описала его признаки.
Синдром профессионального выгорания — состояние умственного и эмоционального истощения, которое развивается на фоне хронического стресса на работе. Человек может испытывать нехватку физических сил, снижение работоспособности, негативное и циничное отношение к своим рабочим обязанностям.
Существуют категории профессий, которые больше подвержены профессиональному выгоранию, чем остальные. К ним относятся и работники аптеки: провизоры и фармацевты. Это связано с тем, что специалисты фармацевтической отрасли постоянно взаимодействуют с другими людьми, например, покупателями. Однако есть и другие причины развития такого состояния, которые мы рассмотрим далее.
Причины развития синдрома
К выгоранию приводят различные причины, которые можно разделить на внешние и внутренние.
Внешними могут быть события и условия, которые приходят «извне» и провоцируют появление негативных эмоций.
Внутренними — особенности характера, привычки и сложившиеся модели поведения, которые человек использует при принятии решений.
Рассмотрим внешние и внутренние факторы более детально.
Внешние факторы
- Воздействие среды. Сюда входят большие рабочие нагрузки, слишком интенсивный график, длительное и беспрерывное обслуживание посетителей аптек, нехватка времени в течение смены для отдыха;
- Отсутствие денежной мотивации. К этой группе относится низкая оплата труда, отсутствующая или плохо организованная система материальных и моральных поощрений;
- Атмосфера в коллективе. Частые рабочие конфликты, изоляция сотрудника от коллектива, напряженная атмосфера могут стать причиной выгорания;
- Поведение руководства. Неправильная стратегия и тактика руководителя аптеки, чрезмерные требования, противоречивые задачи и необъективные критерии оценки труда приводят к появлению недовольства среди сотрудников.
Внутренние факторы
Иногда некоторые особенности характера человека могут привести к эмоциональному выгоранию. В таком случае даже внешние причины не оказывают серьезного влияния.
Состояние эмоционального выгорания чаще испытывают люди с сильно развитым чувством ответственности — в таком случае они чувствуют внутреннюю потребность выполнять свою работу «идеально», максимально качественно. Ошибки, частичное, а не полное владение ситуацией заставляют сотрудника нервничать и переживать неудачу острее.
Из-за негативного опыта у человека может наблюдаться сильная восприимчивость к критике, и как следствие — нежелание брать на себя дополнительную ответственность и стремление уклониться от выполнения определенных задач.
Чувство ответственности может возрасти еще больше, если сотрудник считает свое рабочее место престижным — в таком случае может ощущать себя в постоянном напряжении и испытывать страх совершить ошибку.
Иногда сотрудник из-за своих личных убеждений о необходимости и важности работы в его жизни ставит ее на первое место и зачастую игнорирует отдых.
Как развивается профессиональное выгорание?
Опасность этого синдрома заключается в том, что он развивается постепенно и незаметно для человека и окружающих его людей. Зачастую сначала сотрудник не связывает физическую усталость и эмоциональные проявления между собой.
По версии американского исследователя К. Маслача существует 3 стадии выгорания.
- Начальная стадия сопровождается утратой «остроты» эмоций и чувств. Положительные эмоции могут притупляться или исчезать — человека может сопровождать чувство пустоты. В рабочем процессе появляются мелкие ошибки, например провизор может не сразу вспомнить название препарата или неправильно посчитать сдачу для клиента. Такие проявления легко списать на обычное переутомление, но они не исчезают и после отдыха.
- Промежуточная стадия характеризуется потерей интереса к работе и возникновением раздражения; специалист быстро устает от коммуникаций с посетителями и коллегами, стараясь ограничить его — иногда делая это резко и грубо. Апатия и усталость сопровождают человека почти все время, а после выходных или отпуска сотрудник не чувствует себя отдохнувшим.
- На завершающей стадии человек не только чувствует себя уставшим, но и не видит смысла в выполняемой работе. Все действия, которые он совершает, выполняются «на автомате». Стремление к карьерному и личностному росту исчезает — возникает полная потеря интереса к работе и жизни в общем, наступает эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними.
Симптомы выгорания — как оно проявляется?
Некоторые признаки указывают на приближение к выгоранию или характеризуют его:
- сотрудник может уставать больше, чем обычно;
- физическое недомогание, частые простуды, головные боли;
- проблемы со сном и аппетитом;
- повышенная тревожность, раздражительность, агрессивность;
- формализм, неприятие общих идей (например, внутри коллектива);
Стоит уточнить, что не всегда подобные симптомы являются предвестниками выгорания — иногда это состояния, которые не связаны друг с другом.
Способы борьбы с профессиональным выгоранием
Это состояние требует серьёзного подхода к восстановлению.
- Нормализация режима сна и отдыха как забота о собственном здоровье. Часто причиной профессионального выгорания фармацевтов становится дисбаланс между работой и отдыхом. Важно уделять достаточное количество времени сну, физическому и эмоциональному состоянию.
- «Оставлять работу — на работе». Сотрудник может продолжать думать о рабочих вопросах или ситуациях, которые произошли в течение дня — особенно этому подвержены менеджеры, сотрудники руководящего звена. Для того, чтобы не думать о рабочих вопросах, можно мысленно оставлять «рюкзачок с проблемами за порогом аптеки», чтобы вернуться к ним только в тот момент, когда сотрудник вновь вернется на работу. Полезно отключать рабочие чаты или оповещения электронной почты.
- Обратиться за помощью к специалисту. Да, иногда собственных «инструментов» воздействия на это состояние недостаточно. Консультация с психологом может помочь найти корень проблемы и подсказать направления для решения.
Профилактика синдрома профессионального выгорания
Провизор сам может заранее позаботиться о профилактике «выгорания». Что можно сделать для этого?
- Разделить личное время и время работы. Каждому человеку необходимо помнить, что помимо работы в его жизни есть и другие сферы, требующие внимания и времени. Важно задавать себе вопрос: «Если в моей жизни не будет работы, что в ней останется?»
- Уделять время близким, друзьям, увлечениям. Этот пункт перекликается с предыдущим. Отдых, семья, хобби — такие же важные пункты, как и работа. Важно уделять этому достаточное количество времени.
- Установить границы в рабочем общении. Работая с людьми, есть «соблазн» принять проблемы посетителей или конфликты с ними близко к сердцу. Нужно разделить: проблемы клиента ≠ проблемы сотрудника. Возможная негативная реакция направлена не на сотрудника «целиком», а на его «должность» — роль, которая выполняется им в аптеке.
- Следить за удовлетворением от выполняемой работы. Иногда профессиональное выгорание происходит потому, что эта профессия или должность становится «узка» для сотрудника, и пришло его время двигаться дальше.
Профилактику развития синдрома эмоционального выгорания у фармацевтических работников полезно проводить и в рамках аптеки. Будут полезны психологические тренинги, создание здоровой атмосферы в коллективе, обучение работе с возражениями и негативно настроенными покупателями.
Важна и правильная мотивация — комфортные условия отдыха и работы, хорошее отношение к сотрудникам, достойная заработная плата и система поощрений.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.