Воровство в аптеке

Количество просмотров 772

Кражи в аптеках случаются регулярно. Особенно часто от них страдают организации с открытой выкладкой. К сожалению, полностью полагаться только на добросовестность покупателей или систему безопасности нельзя — для уменьшения количества краж фармацевтам необходимо проявлять бдительность. В нашей статье мы рассмотрели причины краж, особенности поведения воришек и некоторые их приёмы, которые помогают отвлечь внимание сотрудников.

Содержание

Причины для воровства

Ответственность за украденный товар становится «проблемой» самой аптеки — это дополнительная статья расходов. В случае отсутствия виновного ответственность за украденный товар может распределиться на всех сотрудников. Зная о возможном воровстве в аптеке, можно предпринять какие-то действия на этот счет.

Причины для кражи могут быть самые разные. С целью дальнейшей перепродажи вор в аптеке отдает предпочтение товарам с высокой ценностью. Например, воры могут украсть дорогую косметику или медицинскую технику. Иногда они пытаются украсть деньги из кассы. Для этого они часто предварительно посещают аптеку для знакомства со «слепыми зонами», поэтому видеокамеры в таких ситуациях скорее всего не помогут.

Иногда в качестве воров выступают подростки или взрослые, которым хочется взять то, что «плохо лежит». Например, пожилые люди могут красть лекарства из-за нехватки денег, подростки совершают хищения в целях самоутверждения и «спортивного интереса». В этом случае объектом кражи может выступать любой товар.

Подозрительное поведение — на что обратить внимание?

Есть ряд признаков, которые помогут вычислить среди посетителей аптеки потенциальных аптечных воров. К ним относятся:

  • частые визиты в аптеку, при этом покупки отсутствуют;
  • длительное стояние у витрины с попытками осмотреть весь зал, вычислить возможных наблюдателей;
  • быстрая и не очень связная речь, частая смена темы — таким образом посетитель может пытаться отвлечь фармацевта от происходящего в торговом зале;
  • неадекватное поведение;
  • шумные компании;
  • «просторная» одежда, в которой можно легко спрятать небольшую упаковку лекарств.

Конечно, эти признаки не обязательно говорят о том, что посетитель планирует что-то украсть. Поэтому не стоит показывать человеку, что вы его в чём-то подозреваете — некоторых потенциальных покупателей может напрягать пристальное внимание со стороны сотрудников аптеки.

При подозрениях достаточно подойти к посетителю с вежливой улыбкой и предложить ему помощь. При отказе, можно добавить «хорошо, я буду рядом, если вам потребуется помощь!» и улыбнуться. Такое личное внимание покажет возможному вору, что его видят, и рядом с ним кто-то есть. При этом честный покупатель будет чувствовать доброжелательность и заботу.

Приемы для отвлечения внимания

Чтобы увеличить вероятность успешной кражи из аптеки некоторые воры прибегают к приёмам для отвлечения внимания фармацевтов. Рассмотрим наиболее распространённые схемы.

«Я случайно!». В этом случае посетитель «нечаянно» рассыпает упаковки лекарств на витрине и начинает «помогать» фармацевту их собирать, или просто смотрит по сторонам, незаметно пряча нужный ему товар.

Женщина с ребёнком. Посетительница с коляской может попросить сотрудника аптеки присмотреть за малышом, пока она ознакомиться с ассортиментом и выберет нужный товар. Как правило, он оказывается на дальней витрине, наименее заметной для сотрудников аптеки. Пока фармацевт следит за ребенком на другом конце зала, женщина может спокойно положить препарат себе в сумку, делая вид, что изучает витрину. Наличие маленького ребенка и просьба о помощи повышает уровень доверия к посетительнице.

Конфликт в очереди. «Покупатели» могут начать ругаться, стоя в очереди, отвлекая на себя внимание посетителей и фармацевтов. На дальние витрины в этом случае обычно никто не смотрит, что открывает сообщнику спорщиков дорогу для совершения кражи.

Есть и воры, которые способны незаметно переклеить этикетки на товарах или поменять препараты в упаковках, если их размеры позволяют. В этом случае поможет только бдительность сотрудников первого стола.

Системы безопасности

Есть несколько систем, которые обычно используют аптеки для защиты от воровства. Однако их эффективность иногда бывает переоценена.

Например, видеонаблюдение. Чтобы оно работало эффективно, в аптечной организации должен работать человек, который будет постоянно отсматривать происходящее в торговом зале сразу на нескольких мониторах. При этом, если он увидит момент совершения преступления, он должен оперативно принять меры и как-то задержать вора, который за это время вполне успеет покинуть территорию аптеки.

Но также видеокамеры могут помочь определить «личность» вора при повторном просмотре записи, информацию о котором можно распространить между сотрудниками аптеки — для более тщательного наблюдения за клиентами, похожими по описанию.

Большее распространение получили закодированные наклейки, которые размещаются на упаковках лекарств. При попытке вынести такой товар без предварительной оплаты должен срабатывать детектор на входе. К недостаткам этого метода относятся ошибочные срабатывания, наличие «мёртвых зон».

По этим причинам, даже при наличии систем безопасности в аптеке, фармацевтам необходимо проявлять бдительность при работе в торговом зале.

Как уменьшить ущерб?

Способы уменьшение ущерба от воровства зависят от способа выкладки товаров.

В аптеках с открытой выкладкой можно:

  • дорогие товары размещать в прикассовой зоне или рядом с ней;
  • выкладывать товары таким образом, чтобы отсутствие даже одной упаковки становилось заметным;
  • использовать пустые коробки при выкладке дорогих товаров.

Для аптек с закрытой выкладкой тоже есть рекомендации:

  • покидая рабочее место, необходимо всегда закрывать кассу и забирать ключ с собой — это исключит риск кражи денег из кассы;
  • при продаже на кассе не стоит выкладывать сразу весь товар перед покупателем до выполнения оплаты — лучше приучиться к следующей очерёдности: чек, сдача, товар (часто такой алгоритм прописывается в СОП в аптечной организации).