Вернуться в Статьи

Реклама лекарственных препаратов

Количество просмотров 2 336

Содержание

Документы

Реклама лекарственных препаратов — достаточно сложный и деликатный вопрос, который имеет ряд особенностей. С одной стороны, рекламу лекарств, как и рекламу других товаров, регулируют общие положения о рекламной деятельности. С другой стороны, из-за специфического воздействия лекарственных препаратов на организм человека и их социальной значимости, к ней предъявляются особые требования и ограничения. Их регулирует статья 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О рекламе».

Законодательное регулирование рекламы лекарственных препаратов

Рекламная кампания, направленная на продвижение лекарственных препаратов, должна учитывать общие требования к рекламе товаров. В частности, она должна быть достоверной и добросовестной, тщательно проверенной и соответствующей инструкциям, приложенным к конкретным лекарствам.

Добросовестной считается реклама, которая не содержит информации, порочащей деловую репутацию, достоинство или честь конкурентов. В ней не должно быть некорректного сравнения с другими лекарствами.

При рекламе лекарств недопустимо использование фраз, которые не соответствуют действительности или могут ввести потенциального покупателя в заблуждение, побуждая его совершить покупку.

Особые требования

Исходя из специфики свойств фармацевтических препаратов и их воздействия на здоровье человека, помимо общих требований при разработке рекламной кампании необходимо учитывать требования статьи 24 Федерального Закона № 38-ФЗ «О рекламе».

Цель этой статьи — максимально защитить покупателей аптеки и пациентов медицинских учреждений. Она распространяется на рекламу лекарств, медицинских изделий и услуг, методов народной медицины, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

В соответствии с этой статьёй в рекламе лекарств не должно быть:

  • Обращения к потенциальным потребителям младше 18 лет;
  • Отсылки на улучшение самочувствия и выздоровление конкретных людей при приёме рекламируемого препарата;
  • Благодарности за препарат со стороны отдельных людей;
  • Отсылок к исследованиям, которые обязательно проводятся при государственной регистрации препарата;
  • Предположений или утверждений о том, что потребитель рекламы имеет какие либо проблемы со здоровьем;
  • Моментов, которые вызывают у здоровых людей впечатление о необходимости принимать рекламируемый препарат;
  • Моментов, которые могут вызвать ощущение бесполезности обращения к врачу;
  • Гарантий безопасности, эффективности и отсутствия побочных эффектов при приёме лекарства. В том числе вызванных естественным происхождением препарата;
  • Представления лекарства в виде БАД или других товаров, которые не относятся к лекарственным средствам.

Требования по гарантиям безопасности и эффективности, вызванным естественным происхождением, и представления в виде товаров, которые не относятся к лекарственным средствам, не относятся к рекламе медицинских изделий.

Если реклама используется на медицинских или фармацевтических мероприятиях, в специализированной литературе для фармацевтов, допустимо использование примеров отдельных случаев, в которых пациенты выздоровели или смогли улучшить свое самочувствие. В этом случае можно указать и их благодарности.

На медицинских и фармацевтических мероприятиях и в специализированной литературе для фармацевтов можно рекламировать и рецептурные препараты, методы для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Аналогичным образом допустима реклама медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка. В остальных случаях их реклама недопустима.

При необходимости в рекламе можно указывать способы и характеристики препаратов и медицинских изделий, но строго в пределах информации, указанной в инструкции по их использованию и применению.

Внимание! В рекламе обязательно предупреждение о наличии противопоказаний по использованию, необходимости консультации специалиста и ознакомления с инструкцией. Это требование не распространяется на мероприятия и материалы для медицинских и фармацевтических сотрудников.

Рекламные кампании, предполагающие раздачу образцов препаратов с психотропными веществами и наркотическими средствами, недопустимы.

Реклама БАД

Закон о рекламе регламентирует и рекламные кампании БАД. Требования прописаны в статье 25 «Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания».

К ним предъявляется меньшее количество ограничений. В частности нельзя:

  • Указывать на наличие лечебных свойств или создавать впечатление, что БАД является лекарством;
  • Добавлять отсылки к конкретным лицам, самочувствие которых улучшилось после приёма добавок;
  • Использовать благодарность со стороны лиц, принимающих добавки;
  • Побуждать потребителей рекламы к отказу от здорового питания;
  • Отсылаться к исследованиям, с целью создания рекомендации применения добавок и создания впечатления о преимуществах добавок.

Внимание! При рекламе БАД необходимо указать, что они не являются лекарственными препаратами.

Почему необходимы ограничения при рекламе лекарств?

Необходимость отдельной регулировки рекламы лекарственных препаратов связана с их бесконтрольным употреблением потребителями и риском для здоровья людей. Сегодня объем покупки и потребления лекарств в России увеличивается. Статистика ВОЗ сообщает, что летальный исход от неправильного приёма лекарств занимает 5 место в списке основных причин смертности (после травм, онкологических патологий и так далее). Это вызвано, в том числе, самостоятельным назначением неподходящих препаратов, нарушением допустимым дозировок. При этом большая роль при выборе лекарственных препаратов отводится рекламе — доступному для каждого человека источнику информации.

Чтобы ограничить влияние рекламы лекарственных средств на восприятие потенциальных покупателей и исключить риск введения их в заблуждение, во многих странах (например, в США и странах Евросоюза) такие рекламные действия ограничены законодательно. В России с 2006 года также действует ряд ограничений, в частности полностью запрещающих рекламу рецептурных препаратов для широкой аудитории.

При этом осталась возможность рекламировать безрецептурные препараты, пусть и с некоторыми ограничениями. Это привело к резкому росту безрецептурных лекарств, доля которых в общих продажах аптек превышает все остальные виды фармацевтических товаров. Они стали основой роста фармацевтического рынка России, который после введения запрета на рекламу рецептурных препаратов для широкой публики, переключился на более окупаемые лекарства, отпускаемые без рецепта.

Действующие законодательные нормы допускают рекламу безрецептурных препаратов на телевидении или радио, в печатных СМИ — во всех источниках, доступных широкому кругу потенциальных покупателей. До 70% жителей России предпочитают самостоятельный прием лекарств без консультации врача. И при выборе лекарства они ориентируются, в первую очередь, на рекомендации близких и рекламу.

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров