Все статьи

10 шагов для создания обучающей программы для сотрудников аптеки

Теги статьи Управление аптекой

234

16.06.2024

Фармацевты и провизоры — это первые, к кому обращаются пациенты за советом и рекомендациями по лекарствам. Поэтому важность обучения персонала аптек нельзя переоценить. Качественная обучающая программа позволяет фармацевтам не только улучшить качество обслуживания, но и повысить свою квалификацию, оставаясь на передовой медицинских инноваций и технологий.

В статье мы рассмотрим ключевые компоненты подготовки программы, включая выбор тем, методы обучения, оценку результатов и адаптацию содержания к постоянно меняющимся требованиям и стандартам в области фармацевтики.

Все важные моменты статьи в одной мини-презентации

  • Обучающая программа поможет повысить качество работы

  • Улучшение качества обслуживания

    Обученные фармацевты лучше информированы о свойствах лекарств, могут предоставлять актуальные и точные консультации, что увеличивает доверие и удовлетворённость клиентов.

  • Повышение мотивации и удержание сотрудников

    Предоставление возможностей для профессионального роста и карьерного развития снижает текучку кадров и помогает аптеке удерживать высококвалифицированные кадры, что важно для долгосрочного успеха бизнеса.

  • Соответствие регуляторным требованиям

    Регулярное обучение сотрудников аптеки обеспечивает соответствие действующим фармацевтическим нормам и стандартам. В условиях строгого регулирования отрасли это предотвращает санкции со стороны регулирующих органов.

  • Определение целей обучения — важный процесс в разработке обучающих программ

    Цели должны быть ориентированы на конкретные бизнес-потребности аптеки, измеримы и реалистичны, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения и его положительное влияние на деятельность организации.

Содержание

Зачем развивать сотрудников аптеки?

Развитие персонала в аптеках является критически важным аспектом для поддержания высоких стандартов обслуживания и укрепления позиций на рынке. В фармацевтической отрасли, где непрерывное обновление медицинских данных и появление новых лекарств требуют постоянной актуализации знаний, систематическое обучение сотрудников способствует не только улучшению их профессиональных навыков, но и повышает общую эффективность работы аптеки.

Развивая персонал, аптеки не только повышают квалификацию своих сотрудников, но и способствуют созданию команды высококвалифицированных специалистов, готовых к эффективному решению профессиональных задач.

Процесс разработки корпоративных программ обучения

1. Определение результата для бизнеса

При разработке обучающей программы для сотрудников аптеки крайне важно чётко определить, какой конкретный бизнес-результат должно принести обучение. Этот процесс не может быть успешным без тесного взаимодействия с ключевыми заинтересованными сторонами аптеки, такими как руководство, отдел кадров и, конечно же, сами сотрудники.

2. Определение целей обучения для корпоративных программ

При разработке корпоративных обучающих программ для сотрудников аптеки, ключевым аспектом является точное определение целей обучения. Эти цели должны быть конкретными, измеримыми и напрямую связанными с бизнес-результатами, которых стремится достичь аптека.

Первым шагом является определение тех сотрудников, чьё поведение непосредственно влияет на достижение бизнес-целей. В аптеке это могут быть не только фармацевты и продавцы, но и логисты, маркетологи, а также руководители.

Если целью является улучшение управления запасами для сокращения издержек, важно обучить не только персонал, работающий непосредственно со складом, но и тех, кто отвечает за закупки и планирование.

Далее необходимо конкретизировать, какие именно навыки или знания нужно развить у сотрудников для достижения этих целей. Затем необходимо проанализировать текущее поведение сотрудников и сравнить его с желаемым. Это позволит выявить конкретные проблемы, которые требуют корректировки через обучение.

Если фармацевты редко предлагают дополнительные продукты, можно выяснить, связано ли это с недостатком знаний о продукции или с недостаточной мотивацией.

Важно выявить, почему сотрудники ведут себя не так, как того требует бизнес. Возможно, существующие рабочие процессы или система мотивации не способствуют желаемому поведению. Изучение этих аспектов может выявить, что проблема кроется не в недостатке знаний, а в необходимости изменения внутренних процессов или стимулов.

Успешное обучение должно учитывать реальные условия работы сотрудников. Знание рабочей среды, особенностей взаимодействия в команде, а также специфики взаимодействия с клиентами поможет сделать обучение максимально релевантным и эффективным. Например, обучающие модули могут включать сценарии, типичные для повседневной работы фармацевта, чтобы обеспечить практическую применимость получаемых знаний.

3. Описать целевое поведение

Определение целевого поведения сотрудников — это описание конкретных действий и навыков, которые сотрудники должны освоить и демонстрировать на рабочем месте для достижения бизнес-целей аптеки.

Целевое поведение должно быть чётко сформулировано и понятно каждому участнику обучающего процесса.

Приведём примеры целевого поведения для разных должностей сотрудников аптеки.

Для фармацевтов и провизоров:

  • Консультирование клиентов. Фармацевты должны уметь объяснять преимущества и возможные побочные действия лекарственных средств, используя доступный и понятный для покупателей язык. Например, при продаже дорогих препаратов фармацевт должен уметь аргументированно объяснить их стоимость, подчёркивая уникальные свойства и особенности, подтверждающие их эффективность.
  • Управление стрессовыми ситуациями. Сотрудники должны сохранять профессиональное спокойствие и корректность в общении даже в сложных ситуациях, например, при агрессивном поведении клиентов.

Для руководителей аптек:

  • Лидерские навыки. Руководители должны уметь мотивировать своих подчинённых, обеспечивать чёткую коммуникацию целей и задач, а также разрешать конфликты в коллективе.
  • Управление запасами. Ответственные за закупки и запасы должны освоить методы оптимизации запасов для минимизации излишек и предотвращения дефицита товаров.

Если существующие инструменты и алгоритмы не подходят или их нет, важно разработать собственные, исходя из успешных практик или путём тестирования различных подходов.

За(М)ученные первостольники: Что делать, если слишком много обучений по ТМ?

Вебинар по теме

4. Выявить эффективные и неэффективные убеждения

Чтобы обучающие программы были успешными, важно не только передать необходимые знания и навыки, но и работать с убеждениями сотрудников. Убеждения могут существенно влиять на поведение сотрудников, их мотивацию и вовлечённость в рабочий процесс.

Эффективные убеждения:

  • Значимость качественного обслуживания. Сотрудники должны быть убеждены, что высококачественное обслуживание клиентов напрямую влияет на их здоровье и благополучие. Это убеждение помогает сотрудникам оставаться мотивированными и ответственными при работе с клиентами.
  • Важность постоянного обучения. Фармацевты и другие сотрудники аптеки должны верить в необходимость регулярного обновления своих знаний. Медицинский мир постоянно развивается, и актуальные знания могут спасти жизнь или улучшить здоровье пациентов.
  • Этичность и прозрачность в работе. Убеждение в том, что честность и этичность важны в каждой транзакции, укрепляет доверие клиентов и создаёт положительный образ аптеки.

Неэффективные убеждения:

  • Скептицизм по отношению к нововведениям. Некоторые сотрудники могут считать, что новые правила и процедуры созданы только для у