Стандарты обслуживания в аптеке
В статье мы рассмотрели принципы разработки и внедрения стандартов обслуживания покупателей в аптеке. Как правильно определить необходимые правила обслуживания всех посетителей, обязательные для всех сотрудников? На что обратить внимание при обучении персонала?
Правила надлежащей аптечной практики устанавливают необходимость в разработке стандартных операционных процедур — СОП. Это рекомендации и алгоритмы для типовых действий сотрудников аптеки, которые определяют их поведение в стандартных ситуациях, например при принятии товара или работе с покупателями. СОП включают конкретный порядок действий сотрудников и прописывают их ответственность за определённые процедуры.
СОП по обслуживанию клиентов — это внутрикорпоративные стандарты, которые обязаны соблюдать все работники первого стола при общении с посетителями аптеки.
СОП — инструмент для управления и контроля качества
Основная задача стандартных операционных процедур заключается в предупреждении ошибок, которые может сделать сотрудник аптеки при выполнении рабочих обязанностей. С их помощью фармацевты и провизоры делают свою работу более качественно, при этом принимая самостоятельные решения в рамках своих полномочий.
Внедряя СОП для повышения качества обслуживания в аптеке, заведующий сможет:
- определить стандартные операции, которые входят в процесс обслуживания покупателей;
- разработать наиболее эффективные методы взаимодействия первостольников и посетителей;
- внедрить необходимый стандарт обслуживания;
- выявить возможные ошибки и риски при совершении продаж товаров аптечного ассортимента и предложить пути решения.
Важно фиксировать СОП в письменном виде, так как устные инструкции быстро забываются, могут быть неправильно поняты или услышаны. Разрабатывая аптечные стандарты обслуживания покупателей, важно учитывать ряд моментов:
- Указание детальной последовательности действий. Сотрудники должны иметь возможность быстро обратиться к инструкции и не тратить время на анализ отсутствующих пунктов.
- Точность инструкции. Если сотрудники должны тратить на некоторые действия строго определённое время, это время нужно зафиксировать в точном виде, например «5 минут», а не «как можно быстрее».
- Регулярное обновление. Вносить изменения в СОП следует при изменении законодательных норм или внедрении новых способов взаимодействия с покупателем.
- Утверждение СОП заведующей аптеки. Документ должен иметь дату и подпись руководителя. Это поможет сотрудникам понимать важность документа и покажет требования, предъявляемые руководством аптеки.
Документ включает блоки с описанием цели, задействованных сотрудников и их ответственность в рамках описанной задачи, общие сведения о работе. Далее следует основная часть, в которой поэтапно расписываются шаги работников аптеки с вариантами его действий. В самом конце фиксируются нормативные акты, на которые может опираться сотрудник при выполнении рабочих обязанностей.
Стандарты обслуживания в аптеке можно собрать в электронном виде или распечатать, чтобы сотрудники могли получить к ним быстрый доступ. Можно оставить экземпляр СОП на рабочем месте фармацевта или провизора.
Какие стандарты обслуживания можно зафиксировать
СОП обслуживания создаются, чтобы контролировать и поддерживать единый уровень качества обслуживания покупателей в аптеке. Внедряя их в работу, руководитель может быть уверен, что сотрудники не забудут рассказать покупателям про действующие акции, предложить дополнительный товар к покупке.
Следует разработать и зафиксировать в письменном виде общие правила обслуживания всех посетителей, обязательные для всех сотрудников, находящихся в торговом зале. Можно регламентировать этапы приветствия и установления контакта с посетителями.
Пример действий на этапе: приветствие
При входе покупателя провизор должен поприветствовать его следующими фразами: «Здравствуйте!» или «Приветствуем Вас!».
Если первостольник обслуживает другого покупателя, нужно установить визуальный контакт с новым посетителем, после чего улыбкой и кивком головы дать понять, что ему рады и готовы помочь.
После этого нужно дать покупателю осмотреться в аптеке в течение 1-2 минут, держа его в поле зрения на случай возникновения потребности в консультации.
На этапе выявления потребностей можно регламентировать необходимость задать посетителю открытые вопросы, которые помогут более конкретно определить его запросы, и привести их примеры. Это поможет сотрудникам лучше определять потребности посетителей, сосредоточившись на них, а не на способах получения информации.
Пример действий на этапе: выявление потребностей
Во время консультации необходимо задать посетителю несколько открытых вопросов. Следует избегать закрытых вопросов, на которые можно ответить «да» и «нет». Варианты вопросов:
- Что вас беспокоит?
- Для кого вы выбираете препарат?
- Какая лекарственная форма вам более удобна для приема?
Важно определить правила завершения продажи, которые могут повысить удовлетворенность посетителей аптеки и вероятность, что они останутся довольными сервисом и вернутся ещё.
Пример действий на этапе: завершение продажи
Завершая продажу необходимо рассказать посетителю о правилах применения препарата и правилах хранения. Следует озвучить информацию о проводимых в аптеке акциях и дополнительных услугах.
При расчете на кассе следует четко озвучить сумму покупки и спросить покупателя об участии в дисконтных программах. Пример: «Ваша покупка на сумму 460 рублей. У вас есть наша бонусная карта?»
После принятия денег следует проговорить полученную сумму «Ваши 500 рублей».
Пробить чек и выдать его покупателю вместе со сдачей. Поблагодарить за покупку и попрощаться.
На этапе завершения продаж можно прописать необходимость предложить товары для дополнительной или комплексной продажи.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.