Экономика аптеки

Фармацевтическая экономика — наука, исследующая проблемы эффективного управления и применения ресурсов с ограниченной областью применения: товаров аптечного ассортимента для максимального удовлетворения потребностей общества в поддержании здоровья.

Субъектами фармацевтической экономики являются производители лекарств, оптовые поставщики, аптечные организации и потребители товаров аптечного ассортимента.

Частью фармацевтической экономики является экономика аптек, которая занимается эффективным использованием ресурсов и их управлением в аптечных организациях для удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.

Особенности экономической деятельности аптек

Основы экономики аптечной организации включают характерные особенности предприятия как субъекта хозяйственной деятельности.

Аптеки входят в систему здравоохранения и выполняют важную социальную функцию, обеспечивая медицинские учреждения и клиентов лекарственными препаратами. В своей работе они совмещают сразу несколько функций: торговую, медицинскую, производственную, информационную и складскую. Рассмотрим их подробнее:

  • Торговая. Первостольники отпускают лекарственные препараты населению, в том числе рецептурные. Эта функция имеет ряд особенностей, ограничивающих процесс продаж. Например, некоторые лекарства можно отпускать только по рецептам врачей. Предусмотрены препараты из списка, обязательного к наличию в каждой аптеке;
  • Медицинская. Первостольники должны оказывать первую доврачебную помощь и проводить санитарно-просветительную работу в отношении населения, что вносит дополнительные требования к подготовке сотрудников и их адаптации на рабочем месте;
  • Производственная. Сотрудники некоторых категорий аптек занимаются изготовлением лекарств по индивидуальным прописям, обеспечивая мелкосерийное и индивидуальное производство препаратов. Это требует организации и оснащения производственных помещений, закупки ингредиентов и сырья, создания асептических условий и обеспечения процесса производства средствами контроля качества. Это также влияет на издержки, вызванные поддержанием запасов сырья, соблюдением требований санитарного режима и поддержанием высокого качества изготовленных лекарств;
  • Информационная. Сотрудники аптеки предоставляют потребителям и медицинским учреждениям консультации по подбору, приёму и хранению лекарств. Это требует наличия в штате квалифицированных специалистов, оплата труда которых зависит от их профессиональной компетенции;
  • Складская. Срок годности лекарств ограничен, из-за чего возникает необходимость их регулярного списания. В свою очередь, это может привести к увеличению убытков предприятия. На расходы аптеки влияют и особые требования к хранению разных групп товаров аптечного ассортимента.

Все эти особенности аптеки увеличивают её издержки и влияют на прибыльность как коммерческой организации.

Качественные параметры аптеки как субъекта экономики

Качественные параметры включают содержание и характер деятельности организации, базовую форму собственности, организационно-правовой статус и конкурентоспособность. Рассмотрим их подробнее.

Характер деятельности в общем виде зависит от отрасли предприятия и отражает величину и структуру экономических показателей, уровень влияния государства.

Содержание деятельности раскрывает основную задачу, которая стоит перед организацией. Например, аптеки по характеру деятельности относятся к учреждениям здравоохранения, а по содержанию к организациям розничной торговли, оказывающим фармацевтическую помощь населению.

Базовая форма собственности определяет экономическую деятельность организации, например форму оплату труда сотрудников, материальную мотивацию, уровень издержек и так далее. Гражданский Кодекс России выделяет частную, муниципальную и государственную формы собственности.

Организационно-правовой статус определяет тип предприятий, который зависит от формы собственности. Например, организация может быть унитарной (муниципальная или государственная собственность), общества или хозяйственные товарищества (частная собственность).

Важную роль играет конкурентоспособность организации. Большое количество аптек, вызванное высоким спросом со стороны населения, предполагает свободу покупателя для выбора организации при покупке лекарств. Важную роль в вопросе конкурентоспособности аптеки лежит её готовность оказывать высокое качество обслуживания и поддерживать удовлетворенность покупателей при получении фармацевтической помощи, обширный ассортимент предлагаемых товаров, имидж организации. Сегодня покупателей меньше интересует стоимость товаров, они обращают больше внимания на культуру и качество обслуживания, разнообразие и полноту ассортимента.

Государственное регулирование фармацевтического рынка

Современная рыночная экономика во многом зависит от государственного регулирования, которое может включать воздействие на распределение доходов и расходов, характер и темпы экономического развития в целом, поддержание социальной стабильности.

Необходимость государственного регулирования вызвана несовершенством существующих механизмов рыночной экономики. Например, рыночные механизмы направлены на определение и удовлетворение спроса на частные блага, наиболее востребованными покупателями и приносящими максимальную прибыль.

В отношении общественных благ рынок может быть недостаточно эффективным. К таким благами относятся бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение и другие услуги, которые население получает при финансировании государства.

Фармацевтический рынок подлежит государственному регулированию с целью обеспечения прав граждан на получение безопасной и эффективной лекарственной терапии. Для этого принимаются законы и подзаконные акты, которые определяют правила и требования в сфере обращения лекарств. Государство проводит контроль и надзор за исполнением этих требований, в том числе в отношении аптечных организаций.

Знания экономики аптеки при подготовке бизнес-плана

Зная основы управления экономикой аптечной организации и фармации в целом, понимая факторы, от которых зависит деятельность аптеки, можно создать эффективный бизнес-план, который поможет выйти на безубыточность и прибыльность при запуске предприятия.

Бизнес-план — документ, в котором содержатся планы развития предприятия на 3-5 лет. Структура, состав, содержание и степень детализации плана определяется вида деятельности и размеров организации. Как правило, бизнес-план содержит ежемесячную детализацию основных показателей для первого года работы, ежеквартальную для второго и ежегодную для всех последующих.

Стратегия развития, определение рыночного потенциала, возможные риски и конфликты также фиксируются в бизнес-плане.

В помощью подробного и проработанного бизнес-плана можно определить такие важные моменты, как:

  • Целевой рынок аптеки и ее место на нем;
  • Долговременные и краткосрочные цели;
  • Тактика и стратегия достижения необходимых показателей;
  • Лица, которые будут нести ответственность за реализацию стратегии;
  • Ассортимент и качественные характеристики товаров;
  • Торговые и производственные издержки;
  • Требования к персоналу, условия мотивации их труда;
  • Маркетинговые мероприятия аптеки, мероприятия по стимулированию продаж;
  • Ценообразование на товары аптечного ассортимента;
  • Возможные риски и пути их решения.

При разработке бизнес-плана нужно иметь финансово-экономическую (расходы и доходы, накладные расходы, себестоимость, номенклатура и так далее) и производственную (потребность в оборудовании, помещениях, ресурсах и так далее) информацию.

Скрыть
Зарегистрируйтесь
И станьте участником нашей программы. Проходите уроки, получайте бонусы и подарки
Ведущая платформа для провизоров и фармацевтов
Бесплатный доступ ко всем курсам
Преподают ведущие специалисты в своей области
Участвуйте в балльно-рейтинговой системе и получайте призы