Прием товара в аптеке и работа приемщика товара
При поступлении товара в аптеку, сотрудники проводят внутриаптечную проверку, которая позволяет исключить риск попадания в ассортимент недоброкачественных препаратов. В статье мы рассмотрели алгоритм приёма товара в аптеке, принципы и правила проведения приемочного контроля, требования к сотрудникам.
Содержание
Документы
Задачей специалиста, отвечающего за приемку товара в аптеке, является контроль за поступлением качественных товаров аптечного ассортимента и своевременное выявление контрафактной, фальсифицированной или недоброкачественной продукции.
При этом необходимо учитывать требования, регламентирующие приемку товара в аптечной организации. Правильная организация процесса приемки обеспечивает соблюдение законодательных норм и осуществление корректной работы с маркировкой поступающих товаров, и упрощает взаимодействие с поставщиками.
Нормативная база
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» от 31.08.2016 г.
Задачи приемочного контроля
Приказы № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики...» и № 751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов» определяют цели и этапы приемочного контроля поступающих в аптеку товаров.
Все товары, независимо от надежности поставщиков, при приемке должны проходить внутриаптечную проверку для исключения риска попадания в ассортимент контрафактных или фальсифицированных лекарств.
Кто может работать с приемкой аптечных товаров?
За процесс приемки товаров аптечного ассортимента отвечает материально ответственное лицо. Чаще всего в аптеке материально ответственными лицами являются все члены коллектива. В небольших аптеках обязанности приемщика выполняют заведующие или работники первого стола. В крупных организациях для этого может быть предусмотрена отдельная должность.
Требования к приемщику товаров в аптеке менее строгие, чем к фармацевту или провизору. Например, для этой работы не обязательно иметь фармацевтическое образование. По этой причине на такую должность часто устраиваются студенты, которые хотят получить опыт работы в аптеке и посмотреть на деятельность «изнутри». В нашем материале мы рассмотрели и другие варианты работы в аптеке, которые могут подойти для студентов.
В Приказе № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики...» определена необходимость создать специальную приемочную комиссию, участники которой должны знать требования нормативной документации для товаров аптечного ассортимента и сопроводительной документации.
Зона приемки в аптеке
Поступившие от поставщиков товары необходимо оприходовать: принять и проверить на соответствие товарно-транспортным документам, пересчитать количество мест (транспортной тары: ящики, коробки) в специальной отдельной зоне — приемочной.
В зоне приемки необходимо предусмотреть зону карантинного хранения. Она используется для размещения «подозрительной» продукции, например, поступившей без соответствующей документации, имеющей поврежденную упаковку. В этом помещении она будет находиться до отправки обратно поставщику в соответствии с требованиями договора.
Правила приемки товара. О чем нужно помнить?
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 647н говорит о необходимости проверять сопроводительные документы и соответствие маркировки лекарственных препаратов законодательным требованиям РФ.
Рассмотрим алгоритм приема товара в аптеке подробнее:
- проверка сопроводительной документации (наличие документов, удостоверяющих качество; наличие протокола согласования цен на ЛП из перечня ЖНВЛП; товарно-транспортные документы);
- проверка соответствия количества мест заявленному количеству мест в товарно-транспортных документах от представителя поставщика;
- проверка целостности упаковочной тары;
- проверка температурного режима и особых условий хранения каждого из мест (препараты, которые требуют отличных условий хранения, обычно упаковываются отдельно);
- приемка товара: приемщик товара находит все упаковки, проверяет серию в соответствии с накладной, проводит проверку маркировки;
- оформление документов после приемки.
После введения системы МДЛП (мониторинга движения лекарственных препаратов) обязанности приемщика расширились — теперь необходимо сканировать каждую поступившую упаковку из одной накладной. Более подробно про систему маркировки мы рассказали в отдельной статье.
Правила приема лекарственных препаратов в аптеке включают документальное оформление журнала регистрации приемочного контроля, который можно оформлять в свободной форме. Как правило, для этого сотрудники аптеки ведут таблицу со следующими пунктами:
- дата проведения приемки;
- обнаруженные несоответствия и расхождения;
- основания для возврата;
- принятые меры.
После заполнения всех полей ответственное лицо фиксирует свои данные и ставит подпись.
Что происходит при обнаружении несоответствия в ходе приемки?
Порядок определен в Приказе № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики...», в пункте 47.
Если аптечная организация получает товар от поставщика, который не соответствует условиям договора и информации в сопроводительных бумагах, или товаров ненадлежащего качества (бой, порча) комиссии необходимо составить соответствующий акт (акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (Унифицированная форма № ТОРГ-2)). В дальнейшем он станет основанием, по которым поставщику можно будет оформить претензию по поставке.
По согласованию с поставщиком в аптеке можно определить и другой способ, который позволит сообщить о том, что сопроводительные документы и поставленная продукция не соответствуют друг другу.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.