
Творческое мышление и креативность на протяжении многих веков позволяли человеку справляться с нестандартными жизненными ситуациями. Они были присущи не только деятелям театра и современной киноиндустрии, художникам и писателям, но и фармацевтам, которые могли создавать новый продукт, развивать эмпатию к людям и наблюдательность, снизить уровень стресса и расширить свой кругозор посредством предметов искусства.
Содержание
Предметы искусства и культурные ценности подробно определены в 97-й товарной группе ТН ВЭД ЕАЭС [8]. К ним относятся коллекции, которые могут рассказать о прошлом: будь то археологические находки, редкие монеты или ботанические образцы. Это и подлинники скульптур и статуэток из самых разных материалов, картины, рисунки и пастели, созданные вручную. И, конечно, особое место занимает антиквариат — вещи, которые пережили более века, сохранив тепло рук мастеров и историческую ценность.
Деньги — символ здоровья
В античности символы медицины и фармации стали неотъемлемой частью культурного наследия, запечатлённой на монетах. Олива, роза, полынь, мак и медоносные пчелы, чеканившиеся на серебре и золоте, не только украшали деньги, но и передавали сакральный смысл. Эти растения и существа символизировали здоровье, исцеление и природную гармонию.
В то же время в Древнем Китае серебро и золото сами по себе ассоциировались с целительными свойствами, создавая удивительный мост между разными культурами. Так, через века и континенты, символы медицины стали универсальным языком, объединяя Восток и Запад в стремлении к здоровью и благополучию.
Одной из популярных средств платежа в античные времена были древнегреческие тетрадрахмы с изображением головы Гелиоса — бога солнца, розы с бутонами — символа вечной жизни и эликсира молодости, изображённого на рис. № 1.
Рис. № 1. Монета (тетрадрахма) 230-205 г. до н.э. Родос Кария. Голова Гелиоса — Бога Солнца и бутон розы.
Скифы уделяли большое внимание символике, и их драхмы, украшенные изображением полыни, служили не просто деньгами, а оберегами от злых духов (рис. № 2). Полынь для них была не только растением, но и мощным защитным символом.
Греческие колонии Барка и Кирена, располагавшиеся в Северной Африке, прославились изображениями сильфиума на своих монетах, датируемых VI–III веками до н.э. (рис. № 3). Это растение, внешне напоминающее гигантский фенхель, ценилось как универсальное средство. Его использовали в пищу и активно применяли в медицине благодаря его спазмолитическим и ветрогонным свойствам. Камедь сильфиума, известная как сильфиоты, была настоящей аптекой древнего мира, способной справляться с широким спектром заболеваний. Ею лечили:
- бронхит и трахеит;
- астму;
- желудочно-кишечные заболевания;
- сердечные болезни;
- кожные патологии;
- болезни глаз;
- мигрени;
- нервные болезни.
Рис. № 2. Скифская драхма.
Рис. № 3. Монета города Кирена утерянным сильфием.
Сильфиум, это загадочное растение древности, был настоящей драгоценностью античного мира. Его универсальные свойства поражают: сильфиум использовали как противоядие от укусов змей и скорпионов, как контрацептив и одновременно афродизиак. Настолько ценным было это растение, что его семена считались валютой и экспортировались в другие города. Однако выращивание сильфиума оставалось почти невозможным — он был эндемиком и капризно рос только в районе Кирены, не поддаваясь селекции или одомашниванию.
Ценность сильфиума привела к строгому контролю его сбора. Когда Кирена стала римской провинцией в I веке до н.э., его семена продавались за серебряные динарии и даже использовались для уплаты податей римлянам. В разгар гражданской войны (49–45 годы до н.э.) Юлий Цезарь вывез из казны Кирены не только золото и серебро, но и 490 килограммов сильфиума [9, 10].
К концу I века до н.э. растение практически исчезло. Вместо сильфиума стали использовать ферулу — другое растение, которое, однако, не обладало идентичными свойствами. До сих пор ботаники и историки не могут с уверенностью определить сильфиум, что делает его одной из величайших утраченных загадок античной медицины и экономики.
Токен в отсутствии цифровизации
Со временем античные монеты с изображениями целебных растений уступили место монетам с профилями правителей и символами, связанными с медициной. Среди них выделялись статуи богини Геи — воплощения здоровья, и кадуцей — жезл Гермеса, обвитый двумя змеями и увенчанный крыльями. Кадуцей со временем стал появляться и на монетах, символизируя связь фармацевтики с исцелением и защитой здоровья.
С развитием фармацевтики аптекари начали объединяться в гильдии, создавать лекарственные средства и стремиться защитить свои разработки. Это привело к появлению патентной защиты. В годы войн и экономических трудностей, когда возникал дефицит разменной монеты, аптеки начали выпускать собственные токены. Эти жетоны не только рекламировали аптеку, но и привязывали покупателя, поскольку их можно было использовать исключительно у аптекаря-эмитента. На лицевой стороне токена указывалось имя аптекаря и его город, а на обратной стороне размещался узнаваемый символ: аптекарский герб, девиз гильдии аптекарей «Obiferque per orbem dicor» («Моё призвание — нести помощь всем во всём мире»), ступка с пестиком или букет лилий.
Во время эпидемий, таких как чума, аптекари бережно относились к жетонам, считая их возможным источником заражения. У входа в аптеку размещали миски с водой и уксусом для обеззараживания металла.
Среди самых известных токенов выделяются жетоны Берчелла, Чинга, Суэйнсона и Хеннэя [11]. Бэзил Берчелл, ювелир и фармацевт, в 1790–1800 годах выпускал токены в виде ожерелий. Эти жетоны защищали его популярные «сахарные сливы» от подделок (рис. № 4). Он даже отправил такие ожерелья в королевский дворец для детей монарха, сделав свой продукт не только лекарством, но и статусным символом. Помимо лекарственных слив, Берчелл производил серебряные и позолоченные кораллы-прорезыватели, серебряные ложечки и миниатюрные лодочки — предшественники современных бутылочек для кормления, демонстрируя гармонию фармацевтики и ювелирного искусства.
Рис. № 4. Токен Бэзила Берчелла.
Жетоны Суэйсона, продемонстрированные на рис. № 5, рекламировали нострум от венерических заболеваний. Его рецептура до сих пор не разгадана. Препарат также помогал при подагре и ревматизме, цинге и чахотке, паралича и алопеции, импотенции и бесплодии. На его обороте изображена Гигея, опускающая травы в кувшин.
Рис. № 5. Токен Суэйсона.
Самюэл Хеннэй выпустил токен с изображением носорога, символизирующего не только аптекарей, но и рогоносца (рис. № 6).
Рис. № 6. Жетон Хеннея.
Жетон Чинга, представленный на рис. № 7, стал ярким примером сочетания маркетинга и патриотизма в фармацевтической индустрии XVIII века. Этот токен рекламировал знаменитые «черви Чинга» — средство, содержащее яллап и меркуриальные компоненты, которые считались лучшими в мире для очищения организма.
На одной стороне жетона изображали модно одетого человека, символизирующего прогресс и изысканность, что подчёркивало элитность продукта. На другой стороне красовался королевский герб, окруженный словами «Каждому поставщику лекарств в Королевстве». Этот слоган не только подчёркивал масштаб распространения, но и усиливал связь с национальной гордостью. Жетон Чинга стал не просто средством рекламы, но и воплощением уверенности в качестве и значимости продукта на фоне эпохи, когда фармация становилась искусством, доступным широким слоям населения.
Рис. № 7. Токен Чинга.
В XIX веке профессор Холлоуэй стал одной из самых ярких фигур в мире фармацевтической рекламы. Его пилюли и мази прославились благодаря агрессивной маркетинговой стратегии, охватившей не только токены, но и газеты по всему миру. На жетонах, которые мы видим на рис. № 8, изображались его портрет на аверсе и Гигея со змеей на реверсе — символ здоровья и медицины. Эти жетоны активно экспортировались на колониальные рынки, где испытывался дефицит государственных монет, что делало их не только рекламным инструментом, но и удобным средством расчёта.
Холлоуэй, будучи талантливым бизнесменом, не имел ни медицинского, ни фармацевтического образования. Он умело использовал доверие больных людей для продвижения своих продуктов, что принесло ему огромные доходы. Однако в старости он направил часть своего богатства на благотворительность, вопреки зависти конкурентов. Он открыл санаторий для потенциально излечимых психических больных и поддерживал образовательные проекты.
В 1886 году его вклад в общество был увековечен открытием Королевского колледжа Холлоуэй, церемонию которого провела сама королева Виктория. История Холлоуэя остаётся примером того, как личная предприимчивость и коммерческий успех могут сосуществовать с благотворительностью, оставляя противоречивое, но яркое наследие [12, 13, 14].
Рис. № 8. Токен профессора Холлоуэя.

Картины и карикатуры
В эпоху отсутствия фотографии и видеозаписи изобразительное искусство играло важнейшую роль в сохранении облика настоящего для будущих поколений. Художники увековечивали на своих полотнах жизнь и быт общества, причём не только привилегированные классы, но и простой народ находили своё отражение в искусстве.
Пьетро Лонги, итальянский художник XVIII века, прославился своими реалистичными сценами повседневной жизни. Его картина «Аптекарь» — яркий пример искусства, передающего атмосферу аптекарской лавки того времени. На полотне изображена сцена, где фармацевт осматривает молодую женщину, толпа ожидает своей очереди, а помощник выписывает рецепт. В углу картины заметно растение алоэ, символ исцеления и спасения от чумы, что добавляет полотну глубины и символизма (рис. № 9).
Работа Лонги — не просто художественное произведение, но и исторический документ, отражающий роль фармацевтов в обществе XVIII века. Это напоминание о том, как искусство способно сохранить для нас мельчайшие детали жизни, создавая мост между прошлым и настоящим.
Рис. № 9. Репродукция Пьетро Лонги. «Аптекарь».
Чарльз Джеймсон Грант в 1834–1841 годах создал серию рекламных карикатур, которые не только развлекали владельцев аптек, но и давали людям надежду на чудеса медицины [15]. Одной из самых известных стала работа «Экстраординарные эффекты овощных таблеток Моррисона» (рис. № 10). На карикатуре изображена сцена, где бывший калека с гордостью заявляет, что после приёма таблеток у него за одну ночь отросли ноги. Теперь он с энтузиазмом советует чудо-лекарство своему знакомому, чьи ноги были ампутированы.
На самом деле пилюли Моррисона, преподносимые как универсальное средство от всех болезней, оказались обычными слабительными. Их создатель, Джеймс Моррисон, сталкивался с попытками дискредитации, поскольку его продукция вызывала сомнения у профессионалов. Трагичный эпизод произошёл с аптекарем Робертом Сэлмоном, который, будучи убеждённым в эффективности таблеток, непреднамеренно вызвал смерть пациента, назначив избыточную дозу.
Эта история стала отражением эпохи, когда вера в «чудо-лекарства» переплеталась с отсутствием строгого медицинского контроля, а реклама и искусство играли ключевую роль в формировании общественного мнения о медицинских новшествах.
Рис. № 10. Экстраординарные эффекты овощных таблеток Моррисона. Странности Гранта.
Литература, как отражение пороков в мире фармации
Мир литературы тесно переплетается с медициной, алхимией и фармацией, обогащая воображение читателей и раскрывая неожиданные стороны этих наук. Многие писатели, вдохновлённые своими знаниями или окружением, создавали произведения, которые до сих пор поражают своей глубиной.
В 1822 году Томас де Квинси опубликовал свою знаменитую книгу «Исповедь англичанина, употреблявшего опиум». Этот труд, наполненный размышлениями о жизни, потерях и памяти, стал ярким примером того, как личный опыт может перерасти в произведение, затрагивающее междисциплинарные исследования. Хотя современники часто воспринимали книгу как руководство по избавлению от зависимости, её истинное содержание — это погружение в человеческие эмоции и восприятие [2].
Шарль Бодлер в 1860 году выпустил трактат «Искусственный рай», где исследовал влияние наркотиков на человека. В первой части, «Поэма гашиша», он описывает свои наблюдения за наркотическими эффектами и делится личными переживаниями. Во второй части Бодлер анализирует книгу де Квинси, признавая опасности и мрачные последствия употребления наркотиков. Его трактат стал философским исследованием того, как искусственные стимуляторы открывают иллюзорный мир, унося в неумолимый «рай» с сатанинским оттенком [3, 4].
Роман Ингрид Нолль «Аптекарша» очаровал читателей своей интригующей историей. Главная героиня — образцовая ученица с тайным увлечением. Её личная жизнь оказывается на втором плане, пока в центре повествования не появляется символичный пузырёк яда. Это произведение — остроумная и мрачная история, где фармация становится ключом к разгадке человеческих отношений [5].
«Светило» Элинор Каттон, удостоенное Букеровской премии в 2013 году, стало литературным событием. Этот масштабный роман, написанный в годы расцвета золотой лихорадки, объединяет в себе детектив и астрологию. Один из центральных персонажей, аптекарь, участвует в обсуждении загадочных исчезновений, а сюжет разворачивается по движениям звёзд. Двенадцать героев представляют собой зодиакальный круг, вращающийся вокруг главной тайны книги — убитого человека. Это произведение стало уникальным примером соединения мистики и классической прозы.
Каждое из этих произведений показывает, как фармация и медицина вдохновляли авторов на создание историй, способных удивлять и заставлять задуматься даже спустя столетия.
Современное искусство
Литература всегда была основой для кинематографа, и фармацевтические сюжеты нашли своё отражение на экране. Например, книга Джейми Рейди вдохновила на создание фильма «Любовь и другие лекарства». Эта романтическая кинолента приоткрывает кулисы фармацевтического бизнеса, демонстрируя как человеческие отношения, так и корпоративные интриги.
Не менее популярным стало экранизированное произведение Ингрид Нолль «Аптекарша», где мир фармацевтики переплетается с интригами и тайнами. Для любителей напряжённых сюжетов снят триллер «Побочный эффект» под руководством Стивена Содерберга, посвящённый влиянию антидепрессантов и этическим дилеммам в медицине.
Фанаты исторической драмы оценили роман Ноя Гордона «Лекарь. Ученик Авиценны» и его одноимённую экранизацию, рассказывающую о зачатках медицины в Средние века. Эта история перенесла зрителей в эпоху, когда медицина находилась на стыке науки и магии.
Современное искусство также открывает новые горизонты. Например, фарм-арт может стать одной из перспективных тенденций, подобно тому, как стрит-арт превратился в самостоятельный культурный феномен. Художник Фред Томазелли уже экспериментирует с этим направлением, создавая произведения, в которых реальные таблетки и листья растений превращаются в элементы полотен. Он считает, что живопись — это окно в альтернативную реальность, способное изменять восприятие зрителя.
Мир искусства многогранен, и, возможно, в ближайшем будущем мы станем свидетелями новых неожиданных направлений, где фармацевтика и культура вновь встретятся на пересечении науки и творчества.
Рис. № 11. Взрыв птицы с мёртвыми глазами, 1997. Листья конопли, таблетки, фотоколлаж, акрил и смола на деревянной панели. 60×60. © Фред Томазелли. Изображение любезно предоставлено галереей Джеймса Коэна, Нью-Йорк.
Выводы
Деятельность лекарей и по совместительству аптекарей была отображена в предметах искусства повсеместно на всём протяжении своего развития: от античных времён до наших дней.
Фармацевтическое искусство имеет своё отражение на древнейших монетах, картинах, в литературе и кинематографе, а владельцы аптек с XVIII века ввели в обращение токены, которые стали прародителем информационной безопасности и идентификации пользователя в цифровых системах, а значит были передовыми людьми своего поколения.
Профессия фармацевтического работника и особенности фармацевтического бизнеса широко вошли в кинематограф, который является современным искусством: вспомним киноленту без упоминания флакона с лекарством или фармацевтом за прилавком? Скорее всего, это фильм-утопия.
Источники
- 1. Ванцовская Анна Александровна Цифровое искусство на блокчейне и NFT-рынок // StudNet. 2021. № 7;
- 2. Дэвис, Д.В. (2017). Томас Де Куинси, «Исповедь английского любителя опиума» . В «Спутнике романтизма» Д. Ву (ред.). https://doi.org/10.1002/9781405165396.ch26;
- 3. Baudelaire S. Poema gashisha [Poem of hashish]. / Trans. By E. Baevskaya (Folio, Moscow, 2001, 528 p.);
- 4. Ербулатова И. ., Шайхина М., Жамашева Г. . (2022). Отражение проблемы наркомании в мировой литературе. Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия ФИЛОЛОГИЯ , 141 (4), 137–147. https://doi.org/10.32523/2616-678X-2022-141-4-137-147;
- 5. Тихонова О.В. «Головы моих возлюбленных»: тема женского преступления в романах Ингрид Нолль и скандинавском сериале «чёрные вдовы» // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций . 2018. № 3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/golovy-moih-vozlyublennyh-tema-zhenskogo-prestupleniya-v-romanah-ingrid-noll-i-skandinavskom-seriale-chyornye-vdovy;
- 6. Christian Viveros-Fauné, «Pills and Thrills: Fred Tomaselli’s Transports,» Paris Review, November 18, 2010 James Rondeau, «Transzendenz als Pop,» Parkett, no. 67, 2003, p. 107, illustrated;
- 7. Нолль И. Аптекарша. Перев. с нем. Г. Шевченко; М.: Иностранка, 2001. 263 с.;
- 8. Николай Валентинович Артемьев, Владимир Владимирович Филатов, Ирина Вениаминовна Положенцева, Светлана Алексеевна Демченкова Организационно-экономические и правовые аспекты ввоза и вывоза культурных ценностей, в том числе товаров 97-й товарной группы ТН ВЭД ЕАЭС // Криминологический журнал. 2023. № 3;
- 9. Селиванова Лариса Леональдовна ЗАБЫТОЕ СОКРОВИЩЕ КИРЕНЫ // АМА. 2019. № 19;
- 10. Thorn J.C. The Necropolis of Cyrene. Two hundred years of exploration. R., 2005; Thorn D.М. The four seasons of Cyrene: the excavation and explorations in 1861. R., 2007;
- 11. Bell, W. G.: The great plague in London in 1665, WV. Clowes & Sons Ltd., London, 1951;
- 12. Hart GD. English token coins and medicine. Can Med Assoc J. 1966 Dec 17;95(25):1311-7. PMID: 5333497; PMCID: PMC1935857;
- 13. Eaby H. A.: British copper coins and their values, part 2, A. A. Seaby Ltd., London, 1961;
- 14. Waters, A. W.: Notes on eighteenth century tokens, B. A. Seaby Ltd., London, 1954;
- 15. Meisterdrucke. Kunstreproduktioner.: [Электронный ресурс]. URL: «Аптекарь» Пьетро Лонги.
Проверь знания по статье
Другие статьи по теме «Это интересно»
Смотреть всеКомментарии
Количество комментариев 14
Любовь О.
Эксперт комьюнити Здоров.ру
Коллеги, также рекомендую роман Сильнодействующие лекарство Артура Хейли. Там затрагивается тадаламидовая трагедия и процесс становления целого ряда правил и норм исследования лп.
Любовь О.
Эксперт комьюнити Здоров.ру
Помню, мы как то ходили на экскурсии в Ленинскую Библиотеку, так вот нам показывали анатомический дневник врача. Выглядел он очень призентабильно и величественно. Это была огромная книга с рисунками - растения, рецепты, ткани и органы, а также моменты операций. Так вот нам одном из рисунков было изображено исследование внутренних органов человека и муха, которая видимо готовилась тоже исследовать тело. Вся эта картина и присутствие на ней мухи, говорит о том насколько аккуратно, скурпулезно и внимательно относился врач к своей работе!
Любовь О.
Эксперт комьюнити Здоров.ру
Статья огонь!!! Коллеги, проверили такую огромную исследовательскую работу. Особенно заинтересовала часть про растение сильфием. Думаю, растение было действительно чудодейственным. А ещё - отрывок про токены, привязанные к определённой аптеке. Это говорит о том, что лекари/аптекари действительно были уважаемы и почитаемы, а ещё о том, что дисконтные карты это не новинка, ещё во времена античности люди искали способ "привязать" к себе пациентов/покупателей!
Татаринова В.
Эксперт комьюнити ООО Сеть аптек"Витаминка" город Березники
Читаю эту статью вспомнила испанский сериал "Дежурная аптека",который показывали в 90 -е годы.Сколько там было смешных историй,смотрела и думала-разве так бывает.А оказывается в аптеке бывает все .И смешное и грустное
Вероника С. АКГУП"Аптеки Алтая"
Отличная статья!
Галина В.
Эксперт комьюнити ФИТОФАРМ (АНАПА)
Благодаря этой статье произошло знакомство с фармацией с более творческой и креативной стороны. Очень здорово всегда узнавать что-то новое и удивляться! Репродукция Пьетро Лонги "Аптекарь" для меня оказалась особенно завораживающей. Спасибо большое коллегам за удивительную статью!
Юлия Б.
Эксперт комьюнити АС "Здесь Аптека"
Если говорить про кинематограф - то сразу вспомнился фильм "Земмельвейс", смотрела в том году: Трагедия людей, научившая врачей мыть руки.
Юлия Б.
Эксперт комьюнити АС "Здесь Аптека"
Коллеги - Ольга, Светлана, благодарю за статью! Безумно наполненная, интересная и красивая! "Аптекарь", Странности Гранта и другие произведения искусства - словно побывала в Музее Фармискусства. Браво!
Наталья Б.
Эксперт комьюнити ООО "Бережная аптека Апрель"
Статья бесподобна!Я словно прошла все описанные исторические этапы,захватывающе и увлеченно!Я и не догадывалась раньше,что наша профессия такая творческая в какой-то степени.Здорово!Невероятно интересно написано,браво авторам!
Ольга С. Мелздрав Нижний Новгород
спасибо! очень познавательно!
Татьяна З. ООО "Эркафарм Поволжье"
Спасибо, очень интересно!
Ольга Г.
Эксперт комьюнити Аптеки Удмуртии
Спасибо за интересную и познавательную статью.
Анна З. ООО здоровье
Интересно
Людмила Ж. Эркафарм
Спасибо!
Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.