Моббинг на работе
Многие сотрудники аптеки в своей трудовой деятельности хотя бы раз сталкиваются с травлей на работе: моббингом. Это распространенные формы психологического насилия, которым можно противостоять. В статье мы рассмотрели основные разновидности моббинга, формы его проявления, куда обращаться и как справиться с моббингом на работе.
В основе термина «моббинг» лежит английское слово «mob» — «толпа». Автор термина, доктор Ханц Леймон, с его помощью обозначал форму психологического насилия в виде травли и продолжительного преследования одного человека группой лиц. Чаще всего агрессоры и их жертва относятся к членам одного коллектива.
Моббинг предполагает систематическую психологическую травлю, которая может длиться в течение нескольких недель, месяцев или лет. Обычно она возникает между коллективом и отдельным сотрудником или между руководителем и персоналом.
Что не относится к моббингу?
Это понятие не включает обычные конфликты в коллективе, которые поддерживают обе стороны. Например, это личная взаимная неприязнь между коллегами, которая сопровождается упрёками или критикой. Или бытовые ссоры или рабочие споры, целью которых не является унижение или травля одной стороны (например, из-за слишком выраженного запаха еды в зоне отдыха сотрудников).
К травле не относятся штрафы и взыскания за нарушение дисциплинарных норм, плановое перераспределение обязанностей среди персонала.
Виды моббинга
В зависимости от направленности, проявления и периодичности можно выделить разные виды моббинга
Горизонтальный и вертикальный
Горизонтальный моббинг — это психологическое давление со стороны равных по статусу людей.
Вертикальный моббинг предполагает травлю со стороны руководства — «боссинг».
Иногда эти виды могут присутствовать одновременно, например если изначально травлю начинает руководитель, а к ней постепенно подключаются остальные сотрудники, и наоборот.
Латентный и открытый
Латентные проявления предполагают скрытые методы травли, когда со стороны сложно выявить факт наличия давления. Здесь в качестве примера можно привести игнорирование одного сотрудника со стороны большей части его коллег.
К открытым проявлениям относятся выраженные нападки, насмешки и оскорбления.
Стихийный и управляемый
К стихийному моббингу приводит общее напряжение в коллективе. Его может вызывать предстоящее сокращение персонала, реорганизаци. Работники начинают срываться друг на друге, подсознательно искать более слабую жертву для негатива.
Управляемая травля предполагает намеренные нападки на сотрудника. Например, если руководитель хочет, но не может уволить неугодного сотрудника законным способом. Он начинает настраивать коллектив против такого работника и управляет негативом в своих целях.
Реальный и виртуальный
Реальный моббинг происходит в реальной жизни. В случае аптеки, он ограничивается его территорией.
Виртуальный моббинг предполагает рассылку сообщений с угрозами или оскорблениями, распространение личной информации в социальной сети.
Кто может быть жертвой травли?
Новый рядовой сотрудник
Это наиболее распространённый вид травли. Новые сотрудники пока не знают традиции и правила компании, сложившиеся в коллективе привычки. Из-за этого они могут невольно сделать что-то, что выходит за рамки принятой этики поведения.
Персонал отказывается принимать нового сотрудника, часто такое явление сопровождается фразой «не сработался с коллективом».
Чаще всего руководитель знает о случаях моббинга новичка, но не стремится его пресекать. Иногда он сам может выступать в качестве инициатора травли — это происходит, если новый сотрудник нарушает выстроенную иерархию рабочих отношений.
Новый руководитель
Развитие моббинга обычно происходит, если новый руководитель приходит в устоявшийся коллектив и сразу начинает менять привычные порядки. Сотрудники игнорируют требования руководителя, не считаются с его мнением.
Рядовой сотрудник со стажем
Психологическому насилию может подвергаться и сотрудник, который уже давно работает в компании. В этом случае причиной моббинга обычно выступает карьерный рост коллеги, изменение его социального статуса (развод, женитьба и так далее), изменение отношений в коллективе в целом, конфликт с руководством.
Руководитель со стажем
Это достаточно редкий вид моббинга, который могут спровоцировать строгие дисциплинарные меры, деспотичный стиль руководства. Негатив копится и со временем переходит в травлю со стороны подчинённых.
Признаки психологической травли
Есть ряд признаков, которые позволяют определить наличие моббинга в коллективе:
- исключение одного сотрудника из активной жизни коллектива — его не приглашают или приглашают с запозданием на важные совещания, совместные мероприятия;
- отсутствие общения — с работником не здороваются и не прощаются, исключают из неформальных встреч;
- распространение сплетен или ложных слухов, которые бы оскорбляли или очерняли сотрудника;
- словесные оскорбления, частое повышение голоса без причины;
- отсутствие премии за достижения, повышение заработной платы или благодарности за хорошо выполненную работу — со стороны руководства;
- попытки мешать выполнять рабочие обязанности.
Психологическое давление могут поддерживать не все коллеги, однако они в нем участвуют из-за опасений оказаться на месте жертвы.
Как противостоять моббингу на работе?
Есть несколько основных способов, которые помогут противостоять психологическому давлению в коллективе. Наибольший эффект и защиту от травли дают комплексные меры, в которых участвует как сама жертва, так и руководство.
Действия со стороны начальства
- приобретение новых знаний по управлению коллектива, которые бы помогли правильно работать с психологической травлей;
- своевременное получение объективной информации об атмосфере в коллективе, имеющихся проблемах в отношениях между сотрудниками;
- принятие факта, что в роли человека, которого обижают в коллективе, может выступать любой сотрудник, независимо от его компетенции, стажа и других факторов;
- формирование положительной рабочей атмосферы, при которой возможные конфликты сводятся к минимуму;
- честное и открытое отношение ко всем сотрудникам, при котором отмечаются положительные стороны и достижения каждого члена коллектива;
- психологическая помощь жертвам и профилактика моббинга в организации, мероприятия для сплочения коллектива;
- создание кодекса компании и формирование принципов взаимного уважения, которые помогут выстроить политику, при которой коллектив внимательно относится к мнению каждого сотрудника;
- в крайнем случае — перевод жертвы на другую должность или перевод в другое структурное подразделение организации, если есть такая возможность.
Действия со стороны жертвы
- принять, что чаще всего критика не имеет отношения к реальным способностям сотрудника, и сохранять спокойствие;
- постараться определить причину травли, например переговорив с коллегами, с которыми сложились дружеские отношения или которые сохраняют нейтралитет;
- откровенно один на один поговорить с сотрудником, конфликт с которым стал причиной травли;
- определить, не стало ли причиной негативного отношения нарушение принятых в коллективе правил и норм поведения;
- проинформировать руководителя о сложившейся ситуации;
- если моббинг происходит со стороны руководства — показать свою профессиональную компетенцию и доказать важность работы;
- при продолжающейся травле — предупредить участников о возможной записи их действий на видео для демонстрации руководству или правоохранительным органам;
- при серьёзном моральном или материальном ущербе — подать в суд на обидчиков;
- если психологическое давление выматывает и коллеги затравили слишком сильно, возможно имеет смысл поменять место работы — никакая должность не стоит морального и физического истощения.
Юридическая ответственность за попытки затравить человека на работе напрямую не предусмотрена. Но можно попробовать привлечь оппонента по ст. 5.61 «Оскорбление» КоАП РФ. Она ближе всех по своей сути подходит к статье за моббинг на работе.
Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме
КоАП РФ Статья 5.61. Оскорбление
Заключение
Моббинг является настоящей проблемой для организации, которая угрожает благополучию и комфорту персонала, мешает развитию компании и может негативно влиять на её прибыльность. Поэтому игнорировать психологическое давление на коллегу не должны ни рядовые сотрудники, ни руководитель.
Источники:
Статья: Моббинг и буллинг как формы психологического прессинга
Статья: Как вести себя, если тебя травят в рабочем коллективе?
Статья: Моббинг на работе и способы борьбы. Как остановить травлю и реагировать на коллег?
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.