Вернуться в Статьи

Конкурентоспособность аптек

Количество просмотров 5 060

Содержание

Аптеке необходимо знать свои сильные и слабые стороны и уметь с ними работать. Это позволит использовать текущую рыночную ситуацию в свою пользу, успешно противостоять конкуренции между аптеками.

Для их определения можно применять базовый алгоритм изучения ситуации — SWOT-анализ.

В этой статье мы расскажем об основах SWOT-анализа для оценки конкурентоспособности аптечной организации и покажем на примерах, как это можно использовать в работе.

Польза SWOT-анализа при оценке конкурентоспособности

SWOT-анализ — это комплекс действий исследований для оценки слабых или сильных сторон компании, ее возможностей и внешних угроз, которые находятся вне зоны воздействия руководства.

Он учитывает такие характеристики, как:

S (strengths) — сильные стороны. Это преимущества, ценности, что-то уникальное в работе предприятия — то, что дает конкурентное преимущество в сравнении с другими.

Примеры: широкий ассортимент, ценовая политика, высокая квалификация сотрудников, удачное расположение, наличие акций, узнаваемость бренда.

W (weaknesses) — слабые стороны. Это объективные недостатки организации, слабости в сравнении с конкурентами. Они негативно влияют на рост прибыли, тормозят ее развитие.

Примеры: график работы, узкий ассортимент, маленький торговый зал, неудобное расположение мест хранения, медленно работающее оборудование, недостаточное количество сотрудников или отсутствие у них необходимых компетенций.

O (opportunities) — возможности. Это важные для роста предприятия параметры, на которые могут воздействовать руководители или сотрудники. К ним относятся факторы конкурентного преимущества.

Примеры: запланированное повышение квалификации персонала, применение рекламных акций, поиск дополнительных поставщиков, разработка мотивационной программы начисления заработной платы.

T (threats) — угрозы. Трудности и внешние факторы, которые не поддаются влиянию аптечной организации.

Примеры: появление сильного конкурента рядом с аптекой, изменение законодательства.

SWOT-анализ — это универсальный способ оценки конкурентоспособности аптеки и аптечных сетей, выявления их преимуществ и слабых сторон, которые поддаются корректировке. Он удобен тем, что для его проведения не требуются сложные вычисления или большие исследования. Достаточно знать специфику рынка и объективно оценивать ситуацию внутри предприятия и внешние конкурентные преимущества.

Особенности проведения SWOT-анализа

Необходимо определить цели, которые стоят перед аптечной организацией. Это позволит объективно оценить каждый пункт анализа и определить путь их реализации.

Например: аптечная организация в спальном районе города с круглосуточным режимом работы поставила себе цель «сохранить товарооборот до конца года (в течение двух месяцев) на том же уровне». Товарооборот не должен упасть, но и не должен вырасти. Аптечной организации на данный момент не требуется делать вложения в развитие «возможностей».

Тогда анализ критериев конкурентоспособности товаров аптечной организации может происходить в следующем виде:

S — Преимущества: точку «знают» постоянные клиенты; ассортимент стабилен; график работы — 24 часа; средняя ценовая политика.

W — Слабости: в ассортименте часто отсутствуют дорогостоящие позиции; на данный период года выросла заболеваемость, из-за чего сотрудники уходят на больничные — выросла нагрузка на коллектив; поставщики задерживают поставки из-за удаленности расположения — отказы покупателям в товаре.

O — Возможности (на что можно повлиять): руководство может создать «резервный» фонд работников (мобильные сотрудники); пересмотреть объемы заказа товара, предлагать покупателям заказать дорогостоящий или отсутствующий товар со скидкой.

Т — Угрозы (на что нельзя повлиять): открытие аптечного пункта в торговом центре, погодные условия (задержка товара), эпидемия гриппа.

Вывод: определив все пункты по алгоритму, аптека может предпринять действия для достижения своей цели.

Необходимо учитывать только действительно значимые факторы.

Например, продажу одного препарата немного дешевле, чем у ближайших конкурентов, нельзя назвать серьезным фактором конкурентоспособности. А ценовую политику в целом — можно.

При проведении анализа нельзя путать угрозы с недостатками, а возможности с преимуществами. Их определение нужно проводить с точки зрения пользы покупателя и удовлетворения его потребностей.

Например: режим работы с 8.00 до 20.00 можно по ошибке отнести к угрозам — с точки зрения получения прибыли. Но правильнее его будет отнести к недостаткам, и то, только после анализа упущенной выгоды (возможно, что круглосуточный режим работы в этом месте не нужен).

Алгоритм проведения SWOT анализа

Разработана специальная методика для проведения аналитики конкурентоспособности предприятия с получением наиболее качественных результатов. Ее можно применять и для аптечной организации.

Подготовка вопросов для анализа

Заранее составив список вопросов, можно выделить наиболее приоритетную информацию, которая поможет построить весь дальнейший процесс обработки полученных результатов для повышения конкурентоспособности аптечной организации.

Вопросы для выявления сильных сторон:

  • Какое основное конкурентное преимущество аптечной организации?
  • Какие ресурсы есть?
  • Какие преимущества есть у сотрудников?
  • Чем аптека превосходит конкурентов?
  • Что является уникальной особенностью?
  • Почему клиенты предпочитают аптеку?

Вопросы для выявления слабых сторон:

  • Какие преимущества есть у конкурентов?
  • Каких ресурсов не хватает?
  • Какие факторы мешают стать лучше?
  • Какие внутренние процессы можно доработать?
  • Чем недовольны покупатели?
  • Чем недовольны сотрудники?

Вопросы для выявления возможностей:

  • Какие внешние ресурсы могут помочь?
  • Какие рыночные тенденции можно использовать?
  • Чем может помочь текущая экономическая ситуация?
  • Какие еще есть пути повышения конкурентоспособности?

Вопросы для определения угроз:

  • Какие технологии могут ухудшить положение?
  • Какие тенденции рынка могут негативно сказаться на работе?
  • Чем может ухудшить эффективность аптеки текущая экономическая ситуация?
  • Есть ли новые участники рынка, потенциально опасные для аптеки?

Составление таблицы для SWOT анализа

Для более удобного представления полученной информации используется специальная таблица — матрица. Она включает четыре блока: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Собранные ответы на вопросы и другую информацию, которая будет полезна при анализе, необходимо распределить по блокам таблицы в порядке степени их важности.

Примеры использования SWOT-анализа на практике

После проведения анализа конкурентоспособности необходимо подготовить правильную интерпретацию и описание полученных результатов. Это поможет учесть существующие недостатки, слабые стороны, преимущества и повлиять на развитие предприятия, разработать конкурентные стратегии для бизнеса.

Ситуация: посетители не могут найти нужный им товар и быстро уходят.

W-слабость: «слабый» мерчандайзинг и раскладка товаров на витринах. По-видимому, наиболее популярные препараты находятся в месте, в котором посетители не могут их найти.

O-возможность: пересмотреть приоритетность и выкладку товаров аптечного предприятия.

Ситуация: в аптеке был сделан «уголок для детей». Торговая точка находится в спальном районе, где много семей — дети не хотят уходить, родители больше времени проводят в аптеке, изучая ассортимент и покупая дополнительные товары.

S- преимущество: приятная атмосфера; клиентам уютно находиться в помещении.

O-возможность: провести опрос клиентов и узнать, что они бы хотели улучшить в работе ритейл аптеки.

Ситуация: недалеко проходит ремонт дороги. Посетители на автомобилях проезжают мимо, так как им неудобно подъезжать ко входу.

T-угроза: ремонт дороги. Происходит отток части посетителей.

Повлиять на такое стечение событий сложно. Вины аптечной организации здесь нет.

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров