Специалисты по маркетингу давно начали изучать потребительское поведение мужчин и женщин. Так сформировалось отдельное маркетинговое направление — гендерный маркетинг. И если раньше в основе продвижения товаров лежали жесткие гендерные стереотипы, то есть устойчивые представления о мужчинах и женщинах, то сейчас границы не такие жесткие и маркетинговые стратегии не такие агрессивные.
В статье разберемся, есть ли гендерные отличия в покупательском поведении и в каких ситуациях клиенты могут действовать одинаково. Знания помогут фармацевтам правильно выстраивать коммуникацию с покупателями и повышать их лояльность к аптеке.
Содержание
Покупатели-мужчины и покупатели-женщины: основные различия в поведении
Сейчас в маркетинге наблюдается тенденция к стиранию гендерных различий. Однако есть особенности мышления, восприятия и переработки информации, которые диктуют различное потребительское поведение полов.
По некоторым данным исследований считается, что женщины-покупатели нацелены на ценности, а мужчины на результат. От этого зависит разница в их поведении.
Женщины в качестве покупателя
Женщины совершают 70-80% всех покупок на рынке. Им свойственно возвращаться в те места, где им понравилось обслуживание. А также им нужно больше информации, чем мужчинам, чтобы лучше понять продукт и принять решение о покупке.
Особенности потребительского поведения женщин в аптеке:
- Женщины дольше стоят у витрин и изучают ассортимент. Если витрины правильно оформлены с позиции мерчандайзинга, увеличивается вероятность спонтанной покупки.
- Они больше склонны к импульсивным покупкам, чем мужчины. А также женщин интересует, чем полезен товар, и как он изменит качество ее жизни. Эту особенность следует помнить при фармацевтическом консультировании, рекомендуя дополнительные средства (например, препараты для восстановления микрофлоры при отпуске антибиотиков).
- Покупательницам важно знать о покупаемом товаре больше. Задача фармацевта — как можно подробнее о нем рассказать. Чем больше плюсов и характеристик товара он перечислит, тем выше вероятность продажи.
- Женщины чаще делятся впечатлениями о покупках, торговых марках, местах, где они совершали покупку. Если у покупательницы останется приятное впечатление об общении со специалистом первого стола или от его рекомендации — велика вероятность, что она вернется снова, а также посоветует его другим.
Что важно для покупателей-мужчин?
Мышление мужчин в отличие от женщин, как мы говорили ранее, направлено на результат и решение поставленной задачи. Они реже совершают незапланированные покупки, для них менее важны детали.
Особенности потребительского поведения покупателей-мужчин:
- Мужчины ищут то, что им нужно для решения задачи в данный момент. Они вряд ли приобретут товар, который поможет решить им проблему в будущем.
- Клиенты-мужчины меньше склонны к разговорам, чем женщины. При общении с покупателем-мужчиной следует оперировать фактами, ориентироваться на эффективность лекарства. Если клиент сомневается в приобретении лекарственного препарата, следует привести 1-2 аргумента в его пользу.
- В отпуске лекарств мужчинам фармацевт должен ориентироваться на запрос и постараться максимально его удовлетворить. Его задача — как можно скорее решить проблему клиента, чтобы он быстро покинул помещение аптеки.
Сходство поведения мужчин и женщин в роли покупателей аптеки
Несмотря на гендерные особенности, у покупателей аптек есть и сходства в потребительском поведении. Исследования показали, что для обоих полов важны следующие характеристики товаров аптечного ассортимента:
- Эффективность;
- Низкая цена;
- Понятная информация на упаковке;
- Незначительные побочные эффекты;
- Удобная лекарственная форма и способ приема.
И мужчинам, и женщинам важно предоставить грамотную консультацию специалиста при подборе лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента. Обращаясь в аптеку, они ожидают квалифицированную помощь.
Заключение
Тенденция современного гендерного подхода в маркетинге — постепенный отказ от того, что гендер играет ведущую роль в потребительском поведении. Более значимыми являются ценности, возраст, образ жизни и другие, не связанные с полом, характеристики.
Чтобы выстроить грамотную стратегию консультирования и определить особенности взаимодействия с посетителями аптеки, будет полезно провести исследование её целевой аудитории. Детальный портрет покупателей поможет эффективно выстраивать отношения провизоров с клиентами.
Источники
- «Мужчины и женщины в роли покупателей» // Аптекарь. № 5, 2009 г.;
- Дремова Н. Б. и др. «Гендерные особенности в отношениях населения к лекарственным средствам» // Современная Фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. № 2, 2016 г.;
- «Работает ли гендерный маркетинг» // Статья на портале образовательного проекта Affiliate Академия, 2022 г.
Проверь знания по статье
Другие статьи по теме «Как общаться с клиентами»
Смотреть всеКомментарии
Количество комментариев 11
-
Юлия Б. Эксперт комьюнити АС "Здесь Аптека"
И потом видела их с женами, так вот , мужчины эти чаще совершали импульсивные покупки, я делала допродажи, легко соглашались, таких на примете у меня было 3 пары.. Понятно, что это не все посетители, но все же и такое встречалось.
-
Юлия Б. Эксперт комьюнити АС "Здесь Аптека"
Интересная статья. Хочу сказать по своему опыту: приходили клиенты мужского пола, которые очень любили поговорить, спросить, возрастная категория 35-50, вот так бы обозначила.
-
Людмила Ж. Эркафарм
Спасибо!
-
Ольга Г. ГК ВИТА-ПЛЮС (ПЯТИГОРСК)
Интересная информация.
-
Тамара Д. ФИТОФАРМ
Спасибо за информацию.
-
Елена Д. ГУП Башфармация
Спасибо
-
Ирина Д. ВИТАМЕД (КРАСНОЯРСК)
спасибо
-
Наталья Ш. Планета здоровья
спасибо.интересно и полезно.
-
Елена М. С.О.Ц. Аптека
спасибо
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.