Вернуться в Статьи

Неликвид в аптеке

Количество просмотров 2 261

Содержание

Неликвидный товар — товар, который находится в аптеке без движения более 90 дней, занимая место на складе, и товар с истекающим сроком годности. К неликвидам относятся заказанные по ошибке товары, сезонные препараты в несезон, а также дублирующие друг друга позиции.

К каким проблемам приводят неликвиды?

Каждый неликвидный товар — это деньги, которые «выкинуты» из оборота. В среднем, срок годности лекарственных препаратов составляет 3-4 года. Если товар не продаётся до его истечения, это означает, что эти деньги полностью «сгорают».

В целом, наличие неликвида приводит к трём основным проблемам:

  • Товарные позиции с истекающим сроком годности необходимо постоянно отслеживать — это затраты рабочего времени.
  • Неликвидные товары необходимо быстро реализовать, пока не истёк срок годности — это дополнительный стресс для фармацевтов.
  • Утилизация товаров — сложный и затратный процесс, ответственность за который несёт заведующий аптечной организации.

Как правило, для оценки ликвидности товара используются показатели оборачиваемости товаров по аптечной организации. При этом товарные позиции делятся по группам исходя из их ликвидности: дефицитные (очень высокая ликвидность), повышенного спроса (высоколиквидные), «товары-середнячки», залежалые и «мертвые» товары (неликвид). Последние две категории должны быть под особым контролем у заведующей аптеки.

Как правильно работать с неликвидами?

В первую очередь необходимо держать управление ассортиментом под контролем. По возможности необходимо не допускать непродуманный заказ товаров по принципу «кажется, этот нужен». В этом помогает специальное программное обеспечение, которое отображает состояние товара на складе, дату его прихода, срок годности и оставшееся до его окончания время. Программа позволит быстро выявить товары с низким спросом и убрать их из ассортимента, обнаружить неликвид и поставить его в план продаж фармацевтов. Мы более подробно рассказали о возможностях программного обеспечения в нашей статье.

После получения списка неликвидных товаров следует определить позиции, которые можно вернуть поставщику, и позиции, которые можно заменить более свежими по сроку годности с помощью представителей фармацевтических компаний. Затем следует определить, какие товары можно продать по акции, например устроив тематическую распродажу в аптеке.

Оставшиеся позиции необходимо реализовать собственными силами. Для этого можно собрать все неликвиды в одном месте. Собранные товары следует разделить по сроку годности и группе и выдать фармацевтам для изучения и продажи.

Будет полезно выделить преимущества и выгоды таких товаров для покупателей — это поможет их более быстрой реализации. Если товар отпускается без рецепта, можно предлагать его посетителям в качестве альтернативы другим лекарствам. Для этого будет полезно изучить эффект препарата, составить терапевтические цепочки и заранее продумать, в каких случаях стоит его предлагать.

Рецептурные препараты тоже можно попробовать реализовать в случаях, когда им можно заменить другие препараты по МНН.

В целом, для сокращения списка неликвида в аптеке можно пользоваться несколькими рекомендациями:

  • фармацевты и заведующая должны знать существующие неликвидные позиции;
  • список неликвида необходимо обновлять как минимум раз в неделю;
  • увеличение или уменьшение количества позиций необходимо доводить до всех сотрудников;
  • в систему мотивации следует включить работу с неликвидом, например в виде дополнительной премии.

Для сведения количества неликвида к минимуму стоит регулярно анализировать позиции и выставлять обновлённый план продаж фармацевтам. Важно следить за тем, чтобы такие товары в дальнейшем не попадали в новый заказ. Конечно, бывают случаи, когда неликвид возникает из-за отказа покупателя от заказанной позиции. Предупредить такую ситуацию довольно затруднительно, можно только попробовав предложить этот товар другим покупателям.

Источники:
Статья: Неликвидный товар: работаем с ним правильно