Вернуться в Статьи

Основные причины демотивации персонала

Количество просмотров 700

Содержание

Мотивация персонала — система материального и морального стимулирования сотрудников, которая включает меры по повышению эффективности труда и трудовой активности. Меры зависят от системы управления и особенностей деятельности компании.

Обратным механизмом является демотивация персонала — снижение эффективности труда сотрудников, потеря желания выполнять рабочие обязанности, апатия и равнодушие. К этому может привести ослабление или исчезновение причин, которые ранее побуждали персонал к работе. У такого работника пропадает желание добросовестно и качественно выполнять свои обязанности.

Признаки демотивации сотрудников: как выявить снижение мотивации

Есть несколько признаков, которые могут сообщить руководителю о снижении мотивации к работе у сотрудников аптеки:

  • Усиление неудовлетворенности от работы — сотрудник часто пребывает в плохом настроении, во время разговоров часто озвучивает недовольство и жалобы на обязанности, посетителей аптеки, коллег или руководство.
  • Раздражительность и конфликтность — работник срывает негатив на коллегах, остро реагирует на критику и комментарии по работе, повышает голос на покупателей.
  • Хроническая усталость — работник выглядит усталым, у него нет энергии для работы, коммуникации с коллегами и клиентами проходят равнодушно и быстро.
  • Снижение организованности — снижается внимательность и концентрация, из-за чего растёт количество ошибок (например, ошибки в отпуске лекарственных препаратов покупателям). Вместо исправления ошибок старается просто дать оправдания.
  • Отсутствие дисциплинированности — сотрудник начинает регулярно опаздывать, старается по возможности раньше уходить с работы, задерживается на перерывах.
  • Потеря инициативности — пропадает желание озвучивать идеи и предлагать новые механизмы для работы аптек. Сотрудник отказывается от новых задач и дополнительных функций.

Как правило, снижение мотивации начинается с внутреннего недовольства человека. Его могут не устраивать рабочие обязанности, отношения с коллегами или руководством, нагрузка и так далее. На первых этапах недовольство не влияет на продуктивность и взаимодействие сотрудника. Если питающие его причины не исчезают, ситуация усугубляется и может затронуть других сотрудников или покупателей.

Частые причины демотивации

Есть множество разных причин демотивации сотрудников: низкая самооценка сотрудника, недостаточная квалификация для выполнения работы, негативные события в личной жизни, конфликт с коллегой или клиентом, неудовлетворенность качеством работы.

Вебинар по теме
Аптека: почему нам не нравится там работать?

Олег Гончаров, Бизнес-тренер и консультант в области продаж ЛП

Если с личными проблемами руководитель аптеки помочь, скорее всего, не сможет, то вопросы, связанные с организацией, будут вполне в его компетенции. Рассмотрим наиболее частые причины, которые приводят к снижению мотивации сотрудников.

Заработная плата не меняется уже долгое время

Отсутствие повышения зарплаты в течение года, а то и нескольких лет, негативно влияет на мотивацию сотрудника и его желание приносить пользу аптеке. При этом на рынке труда регулярно появляются предложения с более высокой оплатой труда для специалиста с аналогичной квалификацией, что заставляет работника сомневаться в своей ценности для конкретной компании.

Специалисты обычно имеют фиксированную ставку, дополнительный заработок становится возможным при получении премии за выполнение планов. Руководитель может стимулировать работника повышать свои навыки продаж и осваивать новые техники, чтобы улучшить свои показатели и повысить размер премиальной части.

Если сотрудник действительно хорошо выполняет свои обязанности, а бюджет позволяет, стоит задуматься об увеличении ставки, особенно если она не меняется уже долгое время.

Если такой возможности нет, можно использовать неденежные методы мотивации: дополнительный выходные, гибкий и удобный график, направление на мастер-классы и курсы за счёт компании, предоставление скидок на товары аптеки. Можно обратить внимание на корпоративные и развлекательные мероприятия.

Неоправдавшиеся карьерные ожидания

Другой момент — человек не видит перспективы карьерного роста и возможностей для профессионального развития. В этом случае ему становится скучно, может снизиться ответственность по отношению к трудовым функциям, что негативно сказывается на качестве работы.

Что делать, если в аптеке нет возможности предложить сотруднику более высокую должность?

Если сотрудник нацелен на профессиональный рост, возможно стоит предложить ему новые ответственные задачи. Например взять на себя решение вопросов с дефектурой товаров и участвовать в формировании ассортимента. Важно донести до сотрудника, что руководство ценит его знания и умения.

Для аптечной сети интересным решением станет горизонтальное перемещение сотрудника в другие филиалы, где он сможет проявить себя и свои навыки.

Напряжённый рабочий график

Переработки, неудобные смены, постоянная работа при пиковых нагрузках — все это может вызвать у сотрудника стресс. Особенно, если он видит коллег с более комфортными условиями работы.

Руководителю важно регулярно пересматривать рабочие графики, чтобы выявлять дисбаланс. Будет полезно время от времени беседовать с персоналом, чтобы выявлять их степень удовлетворения от работы и режима.

Для восстановления сил в процессе работы можно предусмотреть дополнительные перерывы, регулярно организовать мероприятия вне работы.

Здесь важно отметить, что не всегда подобная проблема возникает по вине работодателя. Некоторые сотрудники с головой погружаются в работу, стремясь выполнять её идеально и в больших количествах — при отсутствии умения равномерно распределять нагрузку и восстанавливать силы рабочий процесс превращается в постоянный стресс. Интересным вариантом в этом случае станет обучение, направленное на повышение навыков личной организации и умения выявлять выгорание, а также антистрессовые тренинги.

Руководство игнорирует предложения и инициативы сотрудников

Для некоторых работников важно делиться своими идеями по решению возникающих в процессе работы проблем — они обращаются к руководству. Если руководитель постоянно оставляет инициативы без внимания и не хочет внедрять даже те идеи, которые действительно будут полезны аптеке, у сотрудника начинает снижаться мотивация. Пропадает внутренний «огонь» и желание приносить пользу аптеке и обществу в целом.

Чтобы инициативные сотрудники не теряли мотивацию, имеет смысл внедрить систему фиксированная, оценки и реализации рациональных идей. Как вариант, можно проводить конкурсы инноваций с подведением итогом и внедрением лучшего предложения в работу.

Отсутствие обратной связи от руководителя

Мощным инструментом для мотивации сотрудников является конструктивная обратная связь со стороны руководителя, во время которой он отмечает их достижения и помогает разобрать сложные моменты.

Если руководитель равнодушно относится к стараниям и достижениям работника, это может демотивировать последнего. Когда проделанная работа остается незамеченной, сотрудник теряет желание делать её хорошо.

Стоит рассмотреть политику руководства аптеки и внедрить в неё действия по фиксированию достижений персонала, например грамоты. Например, можно при всех похвалить сотрудника, который регулярно выполняет или перевыполняет план продаж.

Источники:
Статья: Мотивация деятельности человека

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров