Вернуться в Статьи

Работа в команде

Количество просмотров 375

Содержание

Работа в команде — совместная работа нескольких людей для наиболее эффективного выполнения поставленных задач или достижения общей цели.

Что такое командная работа

Это способ построения организации, который предполагает активное взаимодействие сотрудников для получения наиболее эффективного результата деятельности.

Каждая команда имеет характерные черты:

  • совместная деятельность — члены команды вместе участвуют в рабочем процессе, дополняя действия друг друга;
  • позиционирование отдельных участников — каждый член команды имеет свою роль, за которой закреплены задачи и границы ответственности, известные другим участникам;
  • коммуникация — все члены команды готовы к взаимодействию и нацелены на достижение поставленной цели, конфликты сводятся к минимуму;
  • автономия — команда является автономной единицей в структуре компании, на которую не влияют внешние процессы;
  • синергетический эффект — совместный результат превышает сумму результатов каждого отдельного участника, если бы он делал работу самостоятельно.

Таким образом, команда не является простым взаимодействием между сотрудниками. Командная работа предполагает работу группы людей, направленную на решение конкретной задачи, которая строится по своему своду правил с выстроенными взаимоотношениями.

Зная, зачем создаётся команда, можно использовать все преимущества командной работы.

Модель командной работы

Участники одной команды равны, но имеют разные роли — функции. Кто отвечает за организацию процессов, кто-то за контроль ресурсов компании. От правильного разделения ролей зависит эффективность командной работы.

Автором наиболее детальной классификации является британский исследователь Р. Мередит Белбин, который определил 9 основных функциональных единиц.

В упрощённой схеме предусмотрены следующие типы командных ролей:

  • генератор — разрабатывает новые идеи и ищет пути решения поставленных задач;
  • координатор — организует рабочий процесс и распределяет задачи;
  • мотиватор — мотивирует других участников команды, вдохновляет их и сплачивает;
  • контролёр — контролирует время и отслеживает ресурсы;
  • критик — определяет слабые места в процессах и ищем способы их усиления;
  • исполнитель — реализует поставленные задачи по заранее определённому алгоритму.

В полной модели участники команды делятся на три группы, которые отвечают за действия, мышление и работу с людьми.

Вебинар по теме
Атмосфера в коллективе: "воздух", которым мы дышим

Евгения Рахимова, Эксперт компании Solopharm

Роли, которые отвечают за действия в команде

Мотиваторы. Экстраверты, полные энергии и готовности к преодолению преград. Верят в идею команды и делятся своей энергией с окружающими. В группе обычно отвечают за организацию и материальные ресурсы.

Плюсы: не боятся трудностей, энергичны и легки на подъем.

Минусы: несговорчивы, любят спорить.

Реализаторы. Исполнители, которые отвечают за рутинную работу. Они помогают просто идеи преобразовать в конкретные действия.

Плюсы: дисциплинированны, организованны и практичны.

Минусы: не любят перемен, консервативны.

Педанты. Перфекционисты, которые внимательно следят за сроками, учитывают детали. В команде отвечают на контроль этапов работы, сроки и доработки задач.

Плюсы: внимательны, ответственны, скрупулезны.

Минусы: беспокойны, легко подвержены панике.

Роли, которые отвечают за взаимодействие команды

Координаторы. Хорошо взаимодействуют с людьми и выполняют эффективное распределение задач для достижения цели.

Плюсы: харизматичны и обаятельны, умеют мыслить масштабно.

Минусы: упускают детали, могут использовать манипуляции.

Командные игроки. Неформальные лидеры команды, которые отвечают за сплоченность коллектива.

Плюсы: хорошо ладят с людьми, активны, умеют проявлять гибкость.

Минусы: предпочитают избегать ответственности.

Исследователи ресурсов. Сильные переговорщики, которые легко начинают коммуникации и поддерживают контакты с другими людьми. Обеспечивают внешнюю поддержку и лоббируют идеи в организации.

Плюсы: коммуникабельны, проявляют искреннюю увлеченность процессом.

Минусы: быстро перегорают и устают.

Роли, которые отвечают за генерацию мыслей

Генератор идей. Предлагают оригинальные решения поставленных задач, разрабатывают новые идеи и стимулируют развитие команды.

Плюсы: креативны и оригинальны.

Минусы: слабо взаимодействуют с другими лицами, плохо организованы.

Аналитики-стратеги. Следят за трендами и анализируют информацию, передавая её руководству. Оценивают новые идеи и разрабатывают способы для их усиления.

Плюсы: имеют острый ум, оперативны.

Минусы: не любят коммуницировать, обладают небольшим запасом энергии.

Эксперты. Первоклассные специалисты, предоставляют консультационную поддержку команде и руководителю.

Плюсы: имеют глубокие познания в своей сфере, прагматичны.

Минусы: упрямые, склонны к формализму.

Плюсы командной работы

  1. Высокая лояльность в отношении руководства, которое воспринимается как часть команды.
  2. Максимальное применение всего потенциала коллектива — опыта, умений и знаний.
  3. Достижение результатов, которые недостижимы при одиночной работе.
  4. Высокий уровень взаимопонимания среди участников команды.
  5. Поиск и внедрение нетривиальных решений, которые недоступны для конкурентов.

Минусы командной работы

  1. Длительный и трудоёмкий процесс формирования команды.
  2. При большой численности команды работа занимает более длительное время: сложно собрать всех в одном месте, решения требуется принимать коллегиально.

Как сплотить команду в аптеке

Когда сотрудники коллектива становятся единой командой, качество их совместной работы значительно возрастает. Есть ряд инструментов, которые помогают сплотить коллектив. Рассмотрим их более подробно:

  • ясная цель — каждый сотрудник должен знать, к чему стремится компания и какие его действия могут помочь достигнуть её целей;
  • традиции и ритуалы — общие для всех события, которые сближают участников. Например, общее поздравление именинников, утренние собрания и так далее;
  • мотивационные встречи — собрания в неформальной обстановке, которые позволяют каждому сотруднику высказать свое мнение и получить обратную связь;
  • корпоративная культура — моменты, которые помогают сформировать лояльность к компании и задать общий вектор движения для коллектива. Более подробно вопросы корпоративной культуры мы рассмотрели в статье «Формирование корпоративной культуры в аптеке».

Важно, чтобы выстраивание командной работы двигалось последовательно и регулярно.

Источники:
Статья: Что должен знать каждый руководитель о командной работе?

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров