Первая медицинская помощь в аптеке

361

Многие сотрудники аптек задаются вопросом — обязан ли фармацевт оказывать первую помощь, и в каких случаях? Правы ли посетители, которые требуют дать им лекарство от повышенного давления, а при отказе — начинают возмущаться? Мы подробно изучили информацию по оказанию первой медицинской помощи в аптечной организации и рассказываем её вам.

Различия медицинской и первой помощи

Прежде всего, следует понять разницу между медицинской помощью и первой доврачебной.

Принципы и виды медицинской помощи определены в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Медицинская помощь — комплекс мероприятий, которые направлены на поддержание и восстановление здоровья человека. Он включает медицинские услуги, которые могут оказывать только медицинские сотрудники.

Исходя из этого определения и ст. 32 ФЗ № 323 можно сделать вывод, что фармацевты и провизоры не могут оказывать медицинскую помощь, в том числе с применением лекарственных препаратов — они не относятся к медицинским работникам.

Другие требования предъявляются к оказанию первой помощи. Её оказывают при травмах, несчастных случаях, отравлениях и подобных состояниях, в результате которых возникает риск угрозы здоровью и жизни человека.

Первая помощь — комплекс экстренных мероприятий, направленный на поддержание жизни и здоровья пострадавшего до приезда медицинского персонала.

Первую помощь могут оказывать пожарные, полицейские, спасатели и другие лица с соответствующей подготовкой по оказанию первой помощи.

В ст. 31 ФЗ № 323 определена обязанность лица оказать первую помощь, если оно соответствует двум требованиям:

  • обязано оказывать первую помощь в силу закона или специального правила (например, врач);
  • имеет необходимую подготовку.

При этом сотрудники аптечной организации НЕ относятся к лицам, которые ОБЯЗАНЫ по закону оказать пострадавшему первую помощь.

Что может сделать фармацевт?

Первую помощь МОЖЕТ оказать любой человек, в том числе сотрудник аптеки, если он имеет необходимую подготовку и навыки. В этом случае человек действует по своему усмотрению.

Пример: посетитель аптеки поскользнулся на входе и получил травму. В этом случае сотрудник аптеки может её осмотреть и вызвать скорую помощь. При необходимости он может провести мероприятия по охлаждению ушиба.

В Приказе Минздрава № 477н содержится список состояний и мероприятий, которые следует оказывать в рамках первой помощи. Он включает:

  • потерю сознания;
  • остановку кровообращения или дыхания;
  • наружное кровотечение;
  • травмы;
  • инородные тела верхних дыхательных путей;
  • ожоги;
  • обморожение тканей;
  • отравления.

Есть общие рекомендации по порядку оказания первой помощи при несчастных случаях.

Должен ли фармацевт давать лекарства?

Аптечные организации отпускают лекарственные препараты, они не предполагают назначения и применения лекарств на их территории. Провизоры и фармацевты предоставляют квалифицированную консультацию о препаратах, их взаимодействии и взаимодействии их компонентов, о наличии противопоказаний и показаний, а также о наиболее рациональных дозировках и режимах приёма. Это не предполагает индивидуального назначения препарата — назначение входит в компетенцию врача.

Не предусматривают использование лекарств при оказании первой помощи и законы. Этот момент определён и в письме Минздрава от 29.08.2013 № 14—3/3055979—13422: «применение лекарственных препаратов при оказании первой помощи не предусмотрено».

При этом нет запрета на использование лекарств, которые были назначены пострадавшему врачом. Поэтому при необходимости фармацевт может узнать у посетителя его диагноз и назначенные врачом препараты, после чего предложить ему их приобрести и принять.

Конечно, в соответствии со ст. 223 ТК РФ в аптеках должна была аптечка, однако она может использоваться только для оказания первой помощи работникам организации. Её применение для посетителей аптеки не предусмотрено. Аптечки первой помощи должны быть укомплектованы исключительно медицинскими изделиями.

Ответственность сотрудников аптеки

Минздрав имеет строгую позицию в отношении использования лекарств при оказании первой помощи. Это связано, прежде всего, с возможных риском развития серьезных нежелательных реакций, в том числе летального исхода.

Компенсировать причинённый вред должен будет тот, кто оказывал помощь пострадавшему — в данном случае сотрудник аптеки. Этот момент определён в письме Минздрава № 14—3/3055979—13422. Из этого можно сделать вывод, что при неблагоприятном исходе оказания первой помощи пострадавшая сторона может подать в суд и выиграть его.

В некоторых случаях риск действительно может быть обоснованным — в УК РФ есть ст. 41 «Обоснованный риск». Однако она может оправдать человека только в том случае, когда других возможностей для сохранения здоровья и жизни человека не было и были приняты достаточные меры для предотвращения вреда пострадавшему, что доказать довольно сложно. И даже она не даёт гарантий вынесения положительного для фармацевта судебного решения.

Если посетителю аптеки стало плохо, лучшим решением станет вызов скорой помощи. При этом посетителя следует уговорить остаться в аптеке до приезда врачей.

Источники:
Статья: Ответственность первостольника при оказании первой помощи в аптеке.

Скрыть
Зарегистрируйтесь
И станьте участником нашей программы. Проходите уроки, получайте бонусы и подарки
Ведущая платформа для провизоров и фармацевтов
Бесплатный доступ ко всем курсам
Преподают ведущие специалисты в своей области
Участвуйте в балльно-рейтинговой системе и получайте призы