Санитарный режим в аптечных организациях
Требования к санитарному режиму аптечных организаций обязательны для каждой аптеки. В статье мы рассказали о нормативных требованиях к помещениям, включая асептический блок, оборудованию и персоналу аптеки. Отдельно мы рассмотрели особенности санитарного содержания помещений, оборудования и инвентаря.
Основным документом, регламентирующим санитарный режим в аптеках, является Приказ Минздрава РФ от 21.10.1997 N 309 (ред. от 24.04.2003) «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)». Он включает ряд требований к соблюдению санитарного режима в аптечной организации, обязательных для выполнения.
Требования к помещениям аптек
Все помещения аптеки должны быть оборудованы в соответствии с требованиями Приказа N309 Минздрава РФ от 21.10.1997. Он же регламентирует правила их содержания в чистоте.
Для уменьшения загрязнения помещений аптечной организации на входе необходимо предусмотреть приспособления для очистки обуви от грязи. Их следует очищать ежедневно.
На рабочих местах сотрудников в торговом зале должны присутствовать устройства, которые будут оберегать их от прямой капельной инфекции. Для мытья рук в туалете, моечной, ассистентской, заготовочной и шлюзах асептического блока устанавливают специальные рукомойники. Их можно дополнить кранами с локтевыми приводами или педальными кранами. Рядом должны располагаться электросушилки и емкости с дезинфицирующими растворами.
Ремонт помещений
При ремонте помещения можно использовать только материалы с гигиеническими сертификатами и антистатическими свойствами, обладающие устойчивостью к влажной уборке дезинфицирующими средствами. Поверхности должны быть гладкими и ровными, без сколов и трещин.
Недопустимы выступы и углубления в местах стыков пола и потолка со стенами, швы в напольных покрытиях.
При организации вентиляционной и отопительной системы требуется соблюдать действующие СНиПы, следует предусмотреть контроль за воздухообменом, влажностью и температурой помещений.
Оборудование в помещениях
Все технологическое оборудование должно иметь регистрацию Минздрава РФ и сертификат соответствия.
При установке оборудования следует предусмотреть доступ для ремонта, очистки и дезинфекции. Для этого его ставят на небольшом расстоянии от стен таким образом, чтобы не были загромождены проходы или перекрыт источник естественного света.
Производственные помещения
В производственных помещениях не должны присутствовать ковры, занавески и цветы. На стены нельзя вешать различные плакаты, стенгазеты и подобные информационные материалы. Их можно разместить в комнатах отдыха, кабинетах или коридорах при условии еженедельной очистки и мытья. Для изготовления таблиц и информационных стендов можно применять только материалы, которые можно дезинфицировать и очищать с помощью влажной уборки.
В производственных помещениях ставятся раковины, которыми могут пользоваться только сотрудники, которые занимаются фасовкой и изготовлением лекарств.
При оснащении таких помещений можно использовать только специальную мебель, которая способна выдержать воздействие агрессивных жидкостей и высоких температур.
Моечная комната
В моечной комнате находятся ванны и раковины, строго разделенные по их назначению. Необходимо подготовить и промаркировать раковины для мытья производственной посуды. Их нельзя использовать для мытья рук!
Санитарно-гигиенические требования к персоналу аптек
Инструкции по санитарному режиму аптек определяют и обязанности персонала. Руководители аптеки отвечают за подбор, подготовку и переподготовку персонала в направлении техники безопасности и правил личной гигиены. Они должны следить за регулярным прохождением предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудниками. Это наиболее важно для работников, которые взаимодействуют с лекарственными средствами и отвечают за обработку аптечной посуды. Результат медосмотра фиксируется в санитарной книжке.
Все сотрудники аптечной организации должны придерживаться правил производственной санитарии и личной гигиены. Их одежда должна соответствовать выполняемым ими процедурам.
Персонал аптеки обязан сообщать руководителям о любых проблемах с самочувствием. От работы отстраняются сотрудники с повреждением кожных покровов или инфекционными болезнями — их направляют на санацию и лечение. Получить допуск к работе они смогут только при предоставлении справки о выздоровлении.
На основании существующих документов необходимо разработать и развесить в видных местах требования по работе производственного персонала, учитывающие особенности аптечной организации. Санитарный режим в аптечных организация распространяет соблюдение правил личной гигиены производственных помещений на всех посетителей.
Санитарная одежда и обувь
Работникам предоставляется санитарная обувь и одежда, соответствующая действующим нормам и учитывающая выполняемые ими производственные процедуры. Менять одежду необходимо как минимум два раза в неделю, полотенца для индивидуального использования меняются каждый день. При посещении туалета необходимо каждый раз снимать халат, после нужно дезинфицировать руки со специальными средствами.
Перед началом работы персонал должен сменить верхнюю одежду и обувь, оставив ее в гардеробной, продезинфицировать руки. В санитарном комплекте нельзя выходить за пределы аптеки!
В период активности острых респираторных заболеваний обязательно использование марлевых повязок.
Участие в дополнительных занятиях
Сотрудники аптеки должны участвовать в занятиях по вопросам производственной санитарии, личной гигиены и техники безопасности, которые проводит администрация аптечной организации. В них должны участвовать консультанты с соответствующим опытом и образованием.
Сантребования к помещениям и оборудованию асептического блока
Асептический блок — это территория аптеки, специально сконструированная, оборудованная и используемая таким образом, чтобы снизить проникновение, образование и задержку в ней микробиологических и других загрязнений.
Помещения размещаются в изолированном отсеке, чтобы «чистые» и «грязные» потоки людей не перекрещивались. Он должен иметь отдельный вход или отделяться от других помещений производства шлюзами.
Перед входом в асептический блок обязательны резиновые или пористые коврики, смоченные дезинфицирующими средствами. Чтобы воздух не поступал в асептический блок из коридоров и производственных помещений, необходима приточно-вытяжная вентиляция.
Для дезинфекции воздуха и различных поверхностей устанавливают бактерицидные лампы. Это метод обеззараживания при помощи ультрафиолетового излучения. В дни текущей санитарной уборки на него выделяется по 30 минут, в дни генеральной — час. После процедуры нужно тщательно проветрить все комнаты и залы в течение минимум часа.
Более подробные правила эксплуатации бактерицидных ламп изложены в Приложении 7 к Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек).
Уборка помещений асептического блока проводится как минимум один раз за смену, после завершения работы. Еженедельно проводится генеральная уборка в аптеке. Процесс состоит из строго определенных этапов, необходимых к соблюдению.
Требования к производству лекарственных средств в асептических условиях
В асептических условиях изготавливают полуфабрикаты, концентрированные растворы и внутриаптечную заготовку. Их необходимо хранить в условиях, исключающих риск их заражения, с учетом физико-химических свойств и сроков годности.
При изготовлении лекарств в аптечной организации все вещества хранят в штангласах в плотно закрытых шкафах, исключающих риск их загрязнения. Перед тем как заполнить штанглас лекарством, его необходимо помыть и простерилизовать. Вспомогательные материалы после подготовки и стерилизации можно хранить в закрытом виде до трех суток. После вскрытия их можно хранить не больше суток, забор допустимо проводить только стерильным пинцетом.
Аптечную посуду после обработки используют по назначению или закупоривают и хранят в шкафах. Стерильную посуду, которая применяется для изготовления или фасовки препаратов в асептических условиях, можно хранить не более суток.
Баллоны большой вместимости после мытья можно обеззараживать паром в течение 30 мин. Затем их закрывают стерильными пробками и хранят в асептических условиях не более 24 часов. Обработку и хранение в условиях, исключающих риск заражения, необходимо проводить и для укупорочных материалов.
Требования к персоналу, который работает в асептическом блоке
Помимо требований к помещению и оборудованию асептического блока, соблюдение санитарного режима в аптеке обязательно для персонала.
Все сотрудники асептического блока должны иметь опыт практической работы и знания в направлении микробиологии и гигиены. Они должны быть готовы к соблюдению СОП (стандартных операционных процедур), регламентирующих определенную последовательность переодевания, систематическую обработку рук дезинфицирующими средствами, использование резиновых перчаток и другие правила, прописанные в Приложениях 5 и 6 к Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек).
Предусмотрено использование стерильного комплекта специальной одежды. Для более эффективного контроля за соблюдением санитарного режима рекомендуется предусмотреть наличие отличительных знаков для одежды, предназначенной для работы в асептическом блоке. Это позволит быстро выявить нарушение порядка.
При входе в воздушный шлюз работники должны надеть специальную обувь, стерильный халат, 4-слойную маску, шапочку, бахилы. Марлевая повязка должна меняться каждые 4 часа. Перед началом работы нужно ополоснуть руки водой для инъекций и обработать их дезинфицирующим раствором. Вход из шлюза в помещение в нестерильной санитарной одежде, с часами или ювелирными украшениями запрещен. Нельзя выходить за пределы асептического блока в стерильной одежде.
В процессе работы в асептическом блоке может находиться минимально необходимое количество сотрудников, которые должны двигаться плавно и рационально. Им необходимо ограничить перемещения и разговоры. Упавшие во время работы предметы нельзя поднимать и использовать повторно.
Санитарное содержание помещений, оборудования и инвентаря
Перед началом работы обязательно проведение влажной уборки полов и оборудования с использованием дезинфицирующего средства. Недопустима сухая обработка!
В график обязательно входят следующие виды уборок:
- Ежедневная уборка. Каждый день необходимо очищать оборудование торговых залов и производственных помещений. Санитарные узлы, контейнеры для мусора и раковины для мытья рук чистят моющим раствором и обеззараживают.
- Генеральная уборка. Должна проводиться еженедельно, включает мытье дверей, стен, полов и оборудования. Раз в месяц влажными тряпками протираются потолки, горячей водой с моющими средствами обрабатываются рамы и оконные стекла.
Шкафы в материальных комнатах, в которых хранят лекарственные препараты, убирают не реже одного раза в неделю. Влажной обработке с дезинфицирующим средством раз в месяц подвергаются и шкафы, где хранятся личные вещи и рабочая одежда сотрудников.
Для сбора мусора и производственных отходов необходимо предусмотреть специальные контейнеры с приводной крышкой, которые очищаются как минимум раз в смену.
Каждый месяц должен проводиться санитарный день, в который можно выполнять тщательную уборку и проводить мелкий текущий ремонт.
Маркировка инвентаря
Маркировкой называется нанесение условных обозначений (буквенных или числовых) на объект для его распознавания, определения его характеристик и свойств. Маркировка инвентаря в аптеках исключает использование комплектов не по назначению и облегчает формирование наборов для разных помещений в аптеке. Для каждого типа помещений предусмотрен собственный комплект инвентаря. Нельзя использовать «универсальные» инструменты для уборки всех мест.
Уборочный инвентарь хранят раздельно в специальном выделенном месте (комната или шкаф). Предназначенная для уборки аптек ветошь дезинфицируется и сушится, после чего помещается на хранение в плотно закрытую промаркированную тару, в качестве которой может выступать кастрюля или банка.
Нанесение маркировки на уборочный инвентарь должно регулярно проверяться, при необходимости персонал привлекается к дисциплинарной ответственности.
Маркировка уборочного инвентаря в аптеке обязательна, несоблюдение этих правил является грубым нарушением.
Дезинфекция
Дезинфекция — это умерщвление патогенных микроорганизмов, находящихся на поверхности или внутри изделий, размещенных в помещениях аптеки. Она производится средствами, разрешенными Минздравом России. Использование режимов и средств дезинфекции в аптеке регламентируется Приложением 8 к Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек).
За приготовление дезинфицирующих растворов отвечают специально обученные сотрудники. Каждый раствор может использоваться только однократно.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.