Вернуться в Статьи

Социально-психологическая обстановка в аптеке

Количество просмотров 2 723

Содержание

Социально-психологическая обстановка (климат) — эмоционально-психологическое состояние персонала как команды, которое является выражением их удовлетворения от разных направлений жизнедеятельности, а также отражает их настрой и отношение к коллективу, обязанностям, общему уровню организации рабочих процессов в аптеке.

Социально-психологическая обстановка отражает эффективность работы руководства аптечной организации и оказывает влияние на прибыльность конкретной точки. От нее во многом зависит качество и своевременность обеспечения покупателей лекарственными препаратами. Обстановка может быть благоприятной и неблагоприятной.

При благоприятном психологическом климате в аптеке сотрудники чувствуют себя на работе спокойно и комфортно, в коллективе складываются доверительные отношения. Их возможности и цели совпадают, ошибки в работе быстро корректируются, конфликты минимальны. Это позволяет персоналу наиболее эффективно выполнять свои функции и обеспечивать высокую доходность аптечной организации.

Противоположная картина складывается при неблагоприятной обстановке. У сотрудников преобладает пессимистическое настроение, они находятся в постоянном напряжении, часто нервничают. Конфликты встречаются регулярно, взаимодействие между работниками не налажено. Персонал не может работать полноценно, что сказывается на качестве работы аптеки.

Что влияет на психологический климат в коллективе аптеки?

Обстановка в коллективе зависит от множества различных факторов, затрагивающих как характер и привычки отдельного человека, так и условия работы в целом. Рассмотрим их более подробно.

Психологическая совместимость

Совместная деятельность во многом зависит от сочетания личностных качеств участников коммуникации. Людям со схожим характером будет легче построить рабочий процесс, в то время как резкое неприятие отдельных качеств может осложнить взаимодействие.

Есть три вида совместимости:

  • Психологическая. Сочетание типа поведения и характеров. Например, уравновесить импульсивного сотрудника поможет более спокойный коллега;
  • Психофизиологическая. Сочетание темпераментов. Например, холерик и флегматик работают с разной скоростью, что иногда приводит к конфликтам;
  • Социально-психологическая.Сочетание социальных ролей. Например, двум лидерам, которые привыкли доминировать, может быть сложно наладить совместную работу.

При формировании сплоченной команды важно учесть психологическую совместимость её членов.

Вебинар по теме
Атмосфера в коллективе: "воздух", которым мы дышим

Евгения Рахимова, Эксперт компании Solopharm

Стиль руководства

Важную роль в создании комфортной для работы обстановки играет руководитель, который должен постоянно отслеживать социально-психологическую атмосферу коллектива. Он отвечает за профилактику и устранение конфликтов и стрессовых ситуаций во время работы в аптеке.

Санитарно-гигиенические условия работы

На психологический климат влияют условия работы: освещение помещений, удобство рабочих мест, температура, влажность, наличие места для обеда и так далее. Благоприятные санитарно-гигиенические условия положительно влияют на социально-психологический климат, в то время как духота, холод, шум или плохое освещение могут стать постоянным источником негатива.

Удовлетворенность работой

Большое значение имеет отношение сотрудников к работе и их удовлетворенность. На это влияет её соответствие профессиональному уровню и квалификации работников, возможность карьерного роста и обучения, ощущение своей пользы и эффективности. Свою роль играют и условия труда: режим работы, заработная плата, распределение отпусков, компенсация больничных.

На психологический климат косвенно влияет слишком высокая ответственность, сильная эмоциональная насыщенность работы, постоянная монотонная деятельность. Всё это может повысить уровень раздражительности сотрудников, ухудшить их настроение и психологическое состояние.

Совместная деятельность

На обстановку в коллективе влияют особенности распределения рабочих обязанностей и полномочий. Конфликты может спровоцировать нечеткое или неправильное разделение обязанностей, несоответствие отдельных сотрудников их профессиональной роли или психологическая несовместимость отдельных коллег.

При этом взаимное уважение и чёткое понимание ответственности каждого участника деятельности организации повышает их общую эффективность и помогает создать гармоничную атмосферу. В этом ключевая задача лежит на руководителях, которые должны найти подход к каждому работнику и наладить взаимодействие между коллегами.

Меры для формирования благоприятной социально-психологической обстановки

При подборе кадров необходимо учитывать психологическую совместимость сотрудников, грамотно сочетая людей с разными типами поведения. Команда из одних лидеров или людей, не способных к проявлению инициативы, вряд ли будет очень эффективной.

Формируя штат нельзя допускать недостаточного или излишнего количества сотрудников. В первом случае персонал аптеки будет перегружен задачами, что негативно влияет на настроение внутри коллектива. При наличии лишних лиц могут возникнуть конфликты, спровоцированные неравномерной трудовой загрузкой.

Следует определить правила для взаимодействия между сотрудниками. Они включают требования к внешнему виду, принципы общения и так далее. Например, неуважением к покупателям и коллегам является неряшливый внешний вид. Важно научить сотрудников с уважением относиться к коллегам в рамках делового общения.

И конечно, нужно создать комфортные санитарно-эпидемиологические условия труда. В помещении аптеки должно быть комфортно находиться на протяжении всего рабочего дня, не должно быть холодно, жарко или душно.

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров