Аптечный пункт в поликлинике

Количество просмотров 215

Содержание

Зачем открывать аптеку в поликлинике: плюсы и минусы

Результаты исследования, проведенного в Волгограде, показывают, что у аптечных организаций (далее — АО), которые расположены внутри поликлиник или в радиусе 0,5 км от них, высокие экономические показатели. Однако они различаются в зависимости от типа собственности аптеки. Самый большой средний чек у муниципальных АО, расположенных рядом с поликлиникой. Затем идут АО в структуре поликлиники, муниципальные и частные аптечные пункты. Также пациенты более благосклонно относятся к государственным аптекам, чем к частным.

Авторы исследования приводят данные, которые объясняют описанные результаты. В муниципальных АО больше ассортимент, ниже цены и можно получить развернутую консультацию фармацевта по телефону.

Таким образом, получается, что с одной стороны, частные аптеки в поликлиниках проигрывают государственным в эффективности. Но, с другой, есть параметры конкурентоспособности, которые можно учесть при разработке бизнес-плана аптечного пункта. Если изначально нивелировать «слабые места», аптека будет приносить хорошую прибыль.

Подробнее о разработке бизнес-плана аптеки читайте в отдельной статье «Бизнес-план аптеки».

Как открыть аптеку при поликлинике

Общий правовой аспект открытия аптечного пункта описан в статье «Какие документы нужны для открытия аптеки?» и в «Положении о лицензировании фармацевтической деятельности». Здесь раскроем только особенности организации аптечного пункта именно при поликлинике.

Деятельность аптеки должна дополнять работу амбулаторно-поликлинического учреждения. Поэтому при планировании ассортимента и задач первостольников нужно учитывать нужды пациентов. В связи с этим аптека при поликлинике должна обеспечить лекарствами и фармацевтическими услугами:

  • лечебный процесс, в том числе при оказании платных медицинских услуг и применении стационарозамещающих технологий;
  • пациентов, имеющих право на получение льготных и бесплатных медикаментов.

Сейчас повышается роль амбулаторного обслуживания в поликлиниках, возрастает интенсивность лечения на дому. В связи с этим у первостольника появляется первоочередная консультирующая функция: он должен подробно и понятно объяснить пациенту, как принимать препараты и проводить различные медицинские манипуляции и процедуры в домашних условиях.

При поликлинике целесообразно открывать аптеку готовых лекарственных форм с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами, наркотическими и психотропными средствами. Обязательно нужно сотрудничать с руководством поликлиники не только по правовым, но и стратегическим вопросам. Например, при планировании ассортимента нужно учитывать:

  • с какими жалобами обращаются жители конкретного района;
  • какие узкие специалисты принимают в учреждении;
  • преобладают пожилые пациенты или молодежь;
  • находится ли женская консультация в одном здании с поликлиникой и т.д.

Площадь торгового помещения должна быть не менее 20 кв. м. Минимальный штат аптеки должен включать четырёх сотрудников: заведующего, двух провизоров или фармацевтов и уборщицу. Эффективно, если режим работы аптеки будет таким же, как в поликлинике.

Важно, чтобы пациенты знали о том, что в учреждении есть аптека и легко могли ее найти. Даже если она расположена на первом этаже, должны стоять указатели.

Несколько слов вместо заключения

Требования к открытию аптеки в поликлинике не отличается от ее открытия в любой другой точке. Но для эффективной работы нужно учесть ряд моментов:

  • большой ассортимент;
  • гибкая система ценообразования;
  • обслуживание льготных категорий пациентов;
  • высокий уровень профессиональной компетенции первостольников и клиентоориентированность.

Когда пациент обращается в поликлинику и ему назначают медикаментозное лечение, намного проще купить выписанные лекарства на месте. Поэтому именно сотрудничество с медицинской организацией должно лежать в основе планирования работы аптеки.

Источники:
Ганичева Л. М., Вышемирская Е. В. «Эффективность работы аптек в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях города Волгограда: мнения пациентов»
Ганичева Л. М., Вышемирская Е.В. «Оценка эффективности работы различных моделей аптек в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях Волгограда»
Михайлова В. Н., Солонинина А. В. «Об организации аптеки в поликлинике»